Дело № 2а-4348/2017 07 августа 2017 года
Санкт-Петербург, ул. М. Говорова дом 38,зал 310
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
судьи Елькиной С.Л.,
при секретаре Ерниязовой И.К., ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Кировского района Санкт-Петербурга к судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела по ИОИП УФССП России по СПб Тен Д. В. и Межрайонному отделу по ИОИП УФССП России об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по ИОИП УФССП России по СПб Тен Д. В., Межрайонному отделу по ИОИП УФССП России по СПб об оспаривании постановления СПИ о взыскании исполнительского сбора.
В судебное заседании административный истец предоставила уточненное административное исковое заявление, согласно которому административный истец просит отменить постановление СПИ от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, освободить Администрацию от уплаты исполнительского сбора, установить Администрации Кировского района Срок исполнения требовании. Содержащегося в исполнительном документе, ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца на удовлетворении исковых требований настаивала.
Административный ответчик СПИ Межрайонного отдела по ИОИП УФССП России по СПб Тен Д.В. возражал против заявленных требований, предоставил в материалы дела письменные возражения.
Административный ответчик ИОИП УФССП России по СПб, заинтересованные лица: УФССП России по СПб и Природоохранный Прокурор СПб, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств и возражений не представили.
Суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела: ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Санкт-Петербургу Федяшиной М.И. на основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом Санкт-Петербурга по делу N 4008/2014, возбуждено исполнительное производство N 16523/15/78022-ИП, взыскателем по которому является Природоохранная прокуратура Санкт-Петербурга, должником – Администрация Кировского района Санкт-Петербурга, предметом исполнения - обязания Администрации кировского района Санкт-Петербурга в 30-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу включить в адресную программу по ликвидации несанкционированных свалок на территории района на ДД.ММ.ГГГГ год: <адрес> Обязании Администрации Кировского района СПб в 150-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления по адресам: <адрес>
Указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней. Данное постановление направлено в адрес должника.
Согласно ответу Администрации Кировского района СПб исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией подано заявление в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения. Требование об исполнении требований исполнительного документа.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ администрации Кировского района СПб предоставлено отсрочка исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес Администрации СПИ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, об исполнении требования, содержащегося в исполнительном документе и предоставлении документации, подтверждающей исполнение решения суда в 5-ти дневный срок.
Согласно ответу на требование исх. № 1-24-6056/16-0-1 от ДД.ММ.ГГГГ и копии определения Кировсокго районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Кировского района СПб предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в МО по ИОИП УФССП России по СПб поступило информационное письмо от должника о проведенных мероприятиях, направленных на исполнение решения суда с информацией о вынесении ДД.ММ.ГГГГ определения Кировским районным судом СПб об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ в адрес Администрации направлено требование об исполнении решения суда и предоставлении документации, подтверждающей исполнение решения суда в 5-ти дневный срок.
Согласно ответу Администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ № не смотря на принятые Администрацией мероприятия, требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ года СПИ повторно направлено требование об исполнении решения суда в 5-ти дневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела по ИОИП УФССП России по СПб Тен Д.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, согласно которому с должника – Администрации Кировского района Санкт-Петербурга взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, в связи с установлением обстоятельства неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения в отсутствие доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа (л.д. 10-11). Данное постановление получено представителем Администрации Кировсокго района СПб Портной Т.И.ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок взыскания исполнительского сбора регламентируется статьей 112 Федерального закона от 02 июля 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой, исполнительский сбор взыскивается с должника после истечения срока для добровольного исполнения решения суда.
Взыскание исполнительского сбора производится в случае, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается для должника-гражданина и должника -индивидуального предпринимателя в размере 5000 рублей, с должника-организации 50 000 рублей (часть 3 статьи 112 указанного Закона).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 года, взыскание исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального закона от 02 июля 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Вместе с тем указанной статьей не определены обстоятельства, которые следует расценивать как неуважительные причины неисполнения требований исполнительного документа.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78По данному вопросу Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше Постановлении разъяснено, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Таким образом, санкция в виде взыскания исполнительского сбора, может применяться к должнику по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, и при наличии обстоятельств, свидетельствующих о виновном неисполнении должником требований исполнительного документа.
Как следует из предоставленных стороной административного истца документов, которые не оспорены стороной административного ответчика, Администрация Кировского района СПб во исполнение решения суда, включила территорию по адресу: <адрес>) в адресную программу Администрации Кировского района СПб по ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Администрацией Кировского района СПб с ООО «Центр «ЭКОТРУДЭКСПЕРТИЗА» был заключен контракт ДД.ММ.ГГГГ № на изготовление проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации вышеуказанной свалки.
Объем свалочных работ составляет – 50 160,56 куб.м., а стоимость работ составляет 39 434 000 рублей.
Администрация кировского района СПб является исполнительным органом государственной власти СПб, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Положение об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 5.1 Положения, финансирование Администрации Кировского района СПб осуществляется за счет средств бюджета СПб.
Администраций Кировсокго района была направлена заявка в Комитет финансов СПб на потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях, в рамках внесения дополнительных предложений к проекту бюджета СПб на ДД.ММ.ГГГГ год на увеличение ассигнований (Л.д. 13-15). Заявка не утверждена Комитетом Финансов СПб и не вошла в Закон СПб «О бюджете Санкт-Петербурга на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов».
В рамках формирования проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов Администрацией Кировского района СПб направлена заявка на потребность в дополнительных бюджетных ассигнованиях в целях проведения работ по ликвидации свалки (л.д 16-23).
Данная заявка также не утверждена комитетом Финансов СПб и не вошла в Закон СПб «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
В рамках проведения Дней благоустройства и акций экологических организаций Администрация района организовала вывоз мусора бытовых отходов с несанкционированной свалки по адресу: <адрес> в объеме 426 куб.м. Были выполнены работы по перекрытию проездов (установлены железобетонные конструкции) в целях пресечения дальнейшего завоза свалочных масс (л.д. 12, 45-56).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация кировского района СПб обратилась в адрес вице-губернатора СПб Бондаренко Н.Л. с просьбой поддержать заявленную администрацией потребность о выделении необходимого финансирования для исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-4008/2014 (л.д. 32).
ДД.ММ.ГГГГ письмом №-1 вице-губернатор СПб Макрецов М.П. сообщил в адрес вице-губернатора Бондаренко Н.Л., что в свод дополнительных предложений к проекту бюджета на 2017 год включена заявка Администрации Кировского района СПб на выделение дополнительных ассигнований на ликвидацию несанкционированной свалки отходов в сумме 39 434,9 тыс. руб. Законом СПб от 07.12.2016 года № 699-113 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановые периоды 2018 и 2019 годов» необходимая сумма была не выделена, выделено 4 894,1 тыс. руб. из 39 434,9 тыс. рублей (л.д. 34).
При корректировании бюджета СПб на ДД.ММ.ГГГГ год ДД.ММ.ГГГГ Администрация вновь направила предложение на увеличение ассигнований в сумме 34 540,8 тыс. руб., на ликвидацию указанной свалки в целях исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4008/2014. ДД.ММ.ГГГГ Законом СПб № 328-51 «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга от 07.12.2016 № 699-113» О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» заявка Администрации была учтена в полном объеме (л.д. 29-32).
Согласно п. 3.2.8 Положения об администрации района Санкт-Петербург. утвержденным Правительством Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 Администрация осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Как следует из материалов дела Администрацией Кировского района СПб ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на размещение закупки на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: <адрес> со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 57-134).
ДД.ММ.ГГГГ было допущено 3 участника к участию в электронном аукционе. ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся, так как у участников отсутствовала лицензия на утилизацию отходов IV класса опасности.
ДД.ММ.ГГГГ опубликовано повторное извещение о проведении электронного аукциона на размещение закупки на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления по адресу: <адрес>
Поскольку в данном случае Администрация Кировсокго района Санкт-Петербурга, по мнению суда, принимала все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования, однако в силу непреодолимых препятствий, находящихся вне компетенции администрации исполнить требования исполнительного документа в установленный срок не смогла, при этом СПИ должником были предоставлены все документы, подтверждающие применение этих мер, то оснований для вывода о виновном уклонении должника от исполнения требований исполнительного документа добровольно, у судебного пристава-исполнителя не имелось. Следовательно, предусмотренных статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" условий для взыскания исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ с Администрации Кировского района Санкт-Петербурга не возникло. Поэтому суд первой инстанции правомерно признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации Кировского района Санкт-Петербурга исполнительского сбора, а в качестве меры по восстановлению нарушенного права обязать освободить администрацию Кировского района Санкт-Петербурга от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В рамках восстановления нарушенного права административным истцом также заявлено требование об установлении Администрации Кировского района срока исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не находит законных оснований для удовлетворения данного требования, поскольку оно не направлено на восстановление нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Отменить постановление судебного пристава–исполнителя Межрайонного отдела по ИОИП УФССП России по Санкт-Петербургу Тен Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания с администрации кировского района Санкт-Петербурга исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, как незаконное.
Освободить администрацию Кировского района Санкт-Петербурга от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В остальной части административных исковых требований администрацию Кировского района Санкт-Петербурга отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
С У Д Ь Я С.Л. Елькина
Решение изготовлено в окончательной
форме 11.08.2017 года.