8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя № 2а-4323/2017 ~ М-4508/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №а-4323/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 года                                 г. Омска

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Шенгель Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным иском. В обоснование требований указал, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены его исковые требования об обязании Министерства имущественных отношений <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее – Порядок). На основании указанного решения судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по <адрес> ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП, предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований. Министерство имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения до ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ Центрального районного суда <адрес> отказано в удовлетворении требований заявителя о предоставлении отсрочки. Однако, до настоящего момента решение суда не исполнено. Административный истец обращался к судебному приставу-исполнителю с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, которое было оставлено без ответа. ФИО1 данными о том, что судебным приставом-исполнителем произведены необходимые исполнительские действия в полном объеме не располагает, в связи с чем полагает, что имеет место бездействие со стороны ответчика. Такое бездействие повлекло длительное неисполнение вступившего в законную силу решения суда, нарушает законные интересы и права административного истца. На основании ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по <адрес>, обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения путем исполнения требований исполнительного документа, предоставить жилое помещение.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще. В письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия, поддержал требования административного иска в полном объеме.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП УФССП России по <адрес> ФИО3 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежаще, представила в суд письменный отзыв, в котором указала, что Министерством имущественных отношений Омской области не исполнено решение суда в силу объективных причин, а именно в связи с отсутствие финансирования и длительность процедуры оформления заявок и приобретения (строительства) жилых помещений.

Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес>, привлеченного к участию в дело, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще. От представителя названного Министерства ФИО4, действующего на основании доверенности, в суд поступил письменный отзыв, в котором он также указал, что решение суда не исполнено в установленные законом сроки в связи с отсутствие финансирования, длительностью процедуры оформления заявок и приобретения (строительства) жилых помещений. Также указал, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений <адрес> приобретено 129 квартир, 126 из которых предоставлено по договору специализированного найма, а также в 2017 году еще планируется приобрести 110 квартир, то есть за 2017 год будет исполнено 239 судебных решений. Таким образом, Министерством ведется работа по исполнению решений суда, связанных с предоставлением жилых помещений.

Исследовав материалы административного дела и дела №, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. ст. 121, 128 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В силу пунктов 1, 2 статьи 4, пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 229-ФЗ одним из принципов исполнительного производства является принцип законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя, реализуемые в ходе исполнительного производства, закреплены в статьях 12, 13 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах", согласно которым, в частности, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> о предоставлении жилого помещения постановлено: «Обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения».

Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании исполнительного листа ФС №, выданного Центральным районным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с названным выше решением, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО3 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерства имущественных отношений <адрес>.

Указанное постановление получено Министерством ДД.ММ.ГГГГ, что следует из их отзыва и копии постановления с отметкой о получении.

Министерство имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом <адрес> отказано в удовлетворении требований о предоставлении отсрочки.

Указанное определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда.

Из материалов исполнительного производства так же следует, что постановлением судебного пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб. Министерства имущественных отношений <адрес>.

До настоящего момента решение суда не исполнено.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО1 в суд с настоящим иском о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и о возложении обязанности.

Указанные доводы истца суд находит несостоятельными в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ, входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Данным положениям корреспондирует статья 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", содержащая перечень необходимых исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Таким образом, судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.

Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Статья 105 указанного закона устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.

В силу ст. 64 КАС РФ установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений <адрес> к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по ОИП УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Министерство имущественных отношений <адрес> освобождено от уплаты исполнительского сбора.

Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Омского областного суда.

Данным решением установлено, что Минимущество неоднократно обращалось в Министерство финансов <адрес> с просьбой внести изменения в <адрес> «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и <адрес> "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» с целью увеличения или перераспределения между главными распорядителями бюджетных ассигнований на приобретение в казну <адрес> жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исх. №, 5847, 9011, 1016ДД.ММ.ГГГГ год, исх. 7309, 92ДД.ММ.ГГГГ год).

Кроме того, порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам установлен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 284-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с пунктом 3 Порядка приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот осуществляется на основании заявок Министерства образования <адрес>, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах <адрес> и <адрес>.

В соответствии с пунктом 7 Порядка жилые помещения приобретаются Минимуществом по договорам купли-продажи, Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса <адрес> (– путем строительства (участия в долевом строительстве).

Приобретение жилых помещений осуществляется Минимуществом и Минстроем в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

После исполнения Минстроем обязательств по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Минимущество в соответствии с частью 2 статьи 92, частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи <адрес> "О государственной политике <адрес> в жилищной сфере", пунктами 11, 13 Порядка, включает в специализированный жилищный фонд <адрес> жилые помещения и относит к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>, после чего Казенное учреждение <адрес> "Центр учета и содержания собственности <адрес> заключает договоры найма специализированного жилого помещения с лицами из числа детей-сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями, согласно приложению к настоящему распоряжению.

В соответствии с пунктами 9 – 11 Порядка предоставления жилых помещений решение Минимущества о предоставлении жилых помещений должно быть принято в течение 14 рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации права собственности <адрес>.

Кроме того, приобретение жилых помещений осуществляется Минимуществом в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от ДД.ММ.ГГГГ и значительно увеличивает время приобретения жилых помещений.

Срок государственной регистрации перехода прав составляет 7 рабочих дней в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, суд пришел к выводу, что исполнение решения суда в пятидневный срок в силу объективных причин было невозможно, процедура приобретения и предоставления жилья является длительной по не зависящим от Минимущества обстоятельствам. Минимуществом были приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, т.е. неоднократно направлялись в Министерство финансов <адрес> письма о необходимости выделения денежных средств на цели приобретения жилых помещений для детей-сирот, при том, что собственными средствами на эти цели Министерство не располагает; предпринимались возможные меры для исполнения решения суда с учетом требований Порядка и лимитов денежных средств, доведенных до Минимущества в рамках государственной программы.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" не указано, что неисполнение судебным приставом-исполнителем требований, содержащихся в исполнительном листе в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, является основанием для признания по требованию взыскателя незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству.

Сведений о направлении административным истцом в службу приставов запроса о предоставлении информации, который был оставлен без ответа, материалы дела не содержат.

С учетом конкретных обстоятельств, установленных при разрешении данного спора, суд приходит к выводу о недоказанности нарушения прав и законных интересов взыскателя действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя а также для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности исполнить решение суда, что является основанием для отказа в удовлетворений требований административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес>, по исполнительному производству №-ИП и о возложении обязанности отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    О.Н. Ретуева     

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн