Дело № 2а-5138/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 21 сентября 2017 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации <адрес> о признании незаконным бездействия начальника отдела – старшего судебного пристава по <адрес> УФССП России по <адрес>, обязаниии рассмотреть заявление об окончании исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия начальника отдела – старшего судебного пристава по <адрес> УФССП России по <адрес>, выразившегося в нерассмотрении заявления должника - администрации <адрес> об окончании исполнительного производствах №-ИП в срок, установленный ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В обоснование иска указано, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО5 вне очереди благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 17,7 кв.м. На основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП.ДД.ММ.ГГГГ должником - администрацией <адрес> в адрес начальника отдела - старшего судебного пристава по <адрес> г. ФИО4 Прохватилова было направлено заявление об окончании исполнительного производства №-ИП с приложением заверенных копий документов, подтверждающих наличие оснований для его окончания, что подтверждается квитанцией почтового отправления № с почтовым идентификатором №. Исходя из прилагаемого отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, заявление администрации города об окончании исполнительного производства №-ИП, поступило в ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответа о результатах рассмотрения заявления в адрес администрации <адрес> не поступило. Администрацией <адрес> в адрес ОСП по <адрес> было направлено повторное обращение о рассмотрении ранее направленного заявления и направления в адрес заявителя сведений о рассмотрении, что подтверждается прилагаемой копией квитанции почтового отправления № с почтовым идентификатором №. Исходя из прилагаемого отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, повторное заявление администрации города об окончании исполнительного производства №-ИП поступило в ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Ответа на повторное заявление в адрес администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ также не поступило. Таким образом, должностным лицом - начальником ОСП по <адрес> - старшим судебным приставом неоднократно нарушен срок рассмотрения заявления об окончании исполнительного производства и нарушен срок направления решения по результатам его рассмотрения заявителю. Нарушение прав и законных интересов администрации <адрес> выражается в нерассмотрении заявления должника - администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП в срок, установленный ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в результате чего нарушены принципы исполнительного производства, установленные в ст. 4 Закона об исполнительном производстве, а именно допущено нарушение принципа законности, своевременности совершения исполнительных действии и применения мер принудительного исполнения при осуществлении исполнительного производства №-И, что может повлечь незаконное и необоснованное привлечение администрации <адрес> к административной ответственности за неисполнение содержащихся в нем требований неимущественного характера. В связи с отсутствием ответа на неоднократно направляемые заявления, администрация города фактически лишена возможности обжаловать отказ в окончании исполнительного производства. На основании изложенного и в соответствии со ст. 124-126, 218-220, 360 КАС РФ, ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" администрация <адрес> просит суд: бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава <адрес> г. ФИО4 Прохватилова, выразившееся в рассмотрении заявления должника - администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП в срок, установленный ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном произволе» признать незаконным; обязать начальника отдела - старшего судебного пристава по <адрес> рассмотреть заявления должника - администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП по существу, решение по результатам его рассмотрения направить в администрацию <адрес>.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства.
Начальник отдела – старший судебный пристав по <адрес> УФССП России по <адрес>, представитель административного ответчика УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо ФИО5, уведомлявшиеся надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли, ходатайств об отложении не представили.
Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела по административному иску, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного, судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 3 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Статьей 4 указанного федерального закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу части 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что для удовлетворения требования о признании недействительными (незаконными) постановлений (действий) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановления и действий нормам законодательства и нарушение ими прав и интересов заявителя.
При этом обязанность по доказыванию нарушения прав административного истца оспариваемыми постановлениями возложена на лицо, обратившееся в суд.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О судебных приставах", старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации. Старший судебный пристав, в том числе, организует работу подразделения судебных приставов, обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, организует розыск должника, его имущества, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Статьей 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В силу ч. 1 данной статьи заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов(ч. 3 ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (ч. 4 ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ)..
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (ч. 5 ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 7 ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ)..
В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО5 вне очереди благоустроенное жилое помещение в пределах <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 17,7 кв.м.
На основании вступившего в силу решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № взыскателю выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ должником - администрацией <адрес> в адрес начальника отдела - старшего судебного пристава по <адрес> г. ФИО4 Прохватилова направлено заявление об окончании исполнительного производства №-ИП, что подтверждается квитанцией почтового отправления № с почтовым идентификатором №.
Исходя из прилагаемого отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, заявление администрации города об окончании исполнительного производства №-ИП поступило в ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информации о результатах рассмотрения заявления в адрес администрации <адрес> не поступило, администрацией <адрес> в адрес ОСП по <адрес> направлено повторное обращение о рассмотрении ранее направленного заявления и направлении в адрес заявителя сведений о рассмотрении, что подтверждается прилагаемой копией квитанции почтового отправления № с почтовым идентификатором №.
Исходя из прилагаемого отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, повторное заявление администрации города об окончании исполнительного производства №-ИП поступило в ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Заявляя требование о признании незаконным бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава по <адрес>, административный истец ссылается на то, что ответы на заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства, направленные в адрес должностного лица - начальника ОСП по <адрес> - старшего судебного пристава, административным истцом не получены до настоящего времени, в связи с чем нарушены права и законные интересы администрации <адрес>, принципы исполнительного производства, установленные в ст. 4 Закона «Об исполнительном производстве», а именно, принцип законности, своевременности совершения исполнительных действии и применения мер принудительного исполнения при осуществлении исполнительного производства №-И,
Данное утверждение истца суд признает обоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» начальник отдела – старший судебный пристав по <адрес> УФССП России по <адрес> не принял меры к рассмотрению по существу в сроки и порядке, установленные ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявления должника – администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП, что привело к нарушению прав должника в рамках исполнительного производства №-ИП и таких принципов исполнительного производства, как принципы законности, своевременности совершения исполнительных действии и применения мер принудительного исполнения при осуществлении исполнительного производства.
При этом, как обоснованно указывает административный истец, указанное незаконное бездействие фактически лишает должника права на своевременное окончание исполнительного производства при наличии оснований для этого или возможности обжаловать отказ в окончании исполнительного производства в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что в данном случае бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава по <адрес> УФССП России по <адрес>, выразившееся в нерассмотрении заявления должника – администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП в срок, установленный ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является незаконным, в связи с чем на начальника отдела – старшего судебного пристава по <адрес> УФССП России по <адрес> должна быть возложена обязанность принять меры к рассмотрению по существу в сроки и порядке, установленные ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявления должника – администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП, поступившее в ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава по <адрес> УФССП России по <адрес>, выразившееся в нерассмотрении заявления должника – администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП в срок, установленный ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Обязать начальника отдела – старшего судебного пристава по <адрес> УФССП России по <адрес> принять меры к рассмотрению по существу в сроки и порядке, установленные ст. 64.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявление должника – администрации <адрес> об окончании исполнительного производства №-ИП, поступившее в ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать начальника отдела – старшего судебного пристава по <адрес> УФССП России по <адрес> сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения – 26.09.2017 г.
Председательствующий: судья А.Ю. Губанова