Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием ФИО1 истца ФИО5, ФИО1 ответчика ФИО6, взыскателя ФИО2, ФИО1 взыскателя ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 по <адрес> об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обратилось в суд с иском об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указано, что министерством своевременно направлены в министерство строительства <адрес> заявки на строительство (приобретение) жилых помещений для взыскателей по исполнительным листам. Информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя по первому требованию. Полагает, что указанное свидетельствует о том, что министерство, действуя в рамках своих полномочий, установленных краевым законодательством, добросовестно выполняет возложенные на него обязательства. Жилые помещения по заявке министерства до настоящего времени уполномоченными органами исполнительной власти края не построены и не приобретены. Решения Центрального районного суда <адрес> о предоставлении гражданам жилых помещений не исполняются министерством по объективным причинам.
Просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП (взыскатель ФИО2), освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от взыскания исполнительского сбора по указанному постановлению.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц ФИО1 по <адрес>, взыскатель – прокурор <адрес>.
В судебном заседании ФИО1 истца ФИО5 заявленные требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства указанные в исковом заявлении.
ФИО1 по <адрес>, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 по <адрес> ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, на то, что постановление о взыскании исполнительского сбора принято в соответствии с требованиям Федерального закона Об исполнительном производстве, доводы на которые ссылается ФИО1 истца нельзя признать уважительными, свидетельствующими о наличии объективных, непреодолимых обстоятельств, препятствующих должнику исполнить судебное постановление.
Взыскатель ФИО2, ФИО1 взыскателя ФИО4 в судебном заседании пояснений по существу заявленных требований не имели.
Прокурор <адрес> в судебное заведение не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу статьи 30 Закона N 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда <адрес> удовлетворены исковые требования о предоставлении ФИО2 жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>.
На основании указанного решения взыскателю выдан исполнительный лист.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, взыскателя ФИО2 Копия указанного постановления была направлена должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Названным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и требования об исполнении. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В рамках вышеуказанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 по <адрес> вынесено постановление №-ИП о взыскании с министерства жилищно-коммунального хозяйства исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Статьей 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, министерство указало, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Суд принимает во внимание, что предоставление жилых помещений в данном случае осуществляется путем приобретения жилых помещений и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Принимая во внимание, что финансирование министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета <адрес>, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение или строительство жилых помещений, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и заявителем представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Отсутствие вины министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа подтверждается заявками административного истца о строительстве (приобретении) квартир для взыскателей по указанным исполнительным производствам.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований министерства об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении взыскателя жилым помещением невозможно вследствие объективных обстоятельств.
При этом, суд не усматривает оснований для отмены постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства, содержалось предупреждение о возможности взыскания исполнительского сбора в случае неисполнения решения в пятидневный срок, данных свидетельствующих о том, что должник представил судебному приставу-исполнителю доказательства объективно свидетельствующие о наличии причин невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не представил, соответственно постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, суд,
РЕШИЛ
Исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 по <адрес> удовлетворить частично.
Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от взыскания исполнительского сбора по постановлению Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. по исполнительному производству №-ИП, взыскатель ФИО2.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна.
Судья Н.А. Чижова