8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о взыскании исполнительского сбора незаконным и отмене № 2а-8318/2017 ~ М-8069/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №2а-8318/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2017 года

Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,

при секретаре Низамовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к МРО СП по ОИП УФССП по РТ, судебному приставу-исполнителю МРО СП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллиной Д.Т. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и отмене,

УСТАНОВИЛ:

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее по тексту – Минземимущество РТ) и обратились в суд с административным иском к МРО СП по ОИП УФССП по РТ о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и отмене. При этом в обоснование указано, что 30.05.2017 г. на основании исполнительного листа серии ФС ... от 18.05.2017 судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам было возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении Минземимущества РТ.

Предметом исполнения по данному производству является предоставление ФИО3 специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, по договору найма специализированного жилого помещения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

29.06.2017 Минземимуществом РТ в Вахитовский районный суд Казани было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда по ....

29.06.2017 Вахитовским районным судом г.Казани данное заявление принято (имеется отметка о получении Вахитовским районным судом ...).

В случае принятия судом заявления об отсрочке или о рассрочке его взыскания, в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 40, ч. 8 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, взыскание исполнительского сбора подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем до вынесения судом соответствующего судебного акта.

Вместе с тем, Минземимущество РТ в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не смогло исполнить решение суда, в связи со следующими обстоятельствами.

Минземимущество РТ действует в соответствии с положением, утвержденным постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 2.08.2007 №407, на основании которого Минземимущество РТ не осуществляет непосредственное взаимодействие с детьми-сиротами, не осуществляет остановку их на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, е является органом, уполномоченным обеспечивать указанных лиц жилыми помещениями.

Формирование, согласование перечня жилых помещений, подлежащих приобретению для детей сирот, установление количества таких объектов (в том числе по территориальному признаку) осуществляет Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее-Минобрнауки РТ) в соответствии с предельными показателями, предусмотренными подпрограммой по обеспечению жилыми детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Татарстан на 2017 год, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.04.2017 №289.

В указанных действиях Минземимущество РТ участия не принимает. Данная работа не относится к компетенции Минземимущества РТ.

Жилые помещения не могут предоставляться лицам из числа детей-сирот без постановки их на соответствующий учет (включения в реестр, оформления других документов), кроме того - без определения количества таких помещений и выбора мест расположения объектов, осуществляемых Минобрнауки РТ.

Наряду с этим Минобрнауки РТ выступает наймодателем при заключении договоров найма жилых помещений, предназначенных для детей-сирот. Заключение договора найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой или его представителем возложено на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми - сиротами по обеспечению их жилыми помещениями.

Постановлением KM РТ от 04.05.2013 №312 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Минобрнауки РТ.

29.06.2017 в Межрайонный отдел судебных приставов было направлено заявление о невозможности исполнения решения суда и об отсрочке исполнения решения суда, где в свою очередь было сообщено о направлении заявления в Вахитовским районный суд г.Казани об отсрочке исполнения решения суда. 14.08.2017 в адрес Минземимущества РТ поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от 11.08.2017 (вх.... от 14.08.2017).

Административный истец просит отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 11.08.2017 по исполнительному производству ... -ИП от 30.05.2017.

Судом в качестве административных ответчиков привлечены МРО СП и ОИП УФССП по РТ, судебный пристав-исполнитель МРО СП и ОИП УФССП по РТ Хабибуллина Д.Т., в качестве заинтересованного лица - УФССП по РТ.

Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил.

Представитель административного ответчика - МРО СП и ОИП УФССП по РТ иск не признал.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель МРО СП и ОИП УФССП по РТ Хабибуллина Д.Т. в суд не явилась.

Заинтересованное лицо - УФССП по РТ, в судебное заседание своего представителя не направило.

Заслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать и с юридических лиц исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судом установлено, что 30.05.2017 г. на основании исполнительного листа серии ФС ... от 18.05.2017 судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам было возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении Минземимущества РТ.

Предметом исполнения по данному производству является предоставление ФИО3 специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам, по договору найма специализированного жилого помещения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии настоящего постановления. ИК МО г.Казани получило данное постановление 26.06.2017г.

29.06.2017 Минземимуществом РТ в Вахитовский районный суд Казани было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда по ....

11.08.2017г. судебный пристав-исполнитель МРО СП и ОИП УФССП по РТ Хабибуллина Д.Т. вынесла постановление о взыскании с Должника - Минземимущества РТ исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с тем, что в установленный постановлением срок, Должник в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в постановлении от 30.05.2017г., и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин их неисполнения.

Суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

По своей правовой природе исполнительский сбор относится к исполнительным действиям, направленным на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований (п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона "Об исполнительном производстве").

Согласно ч. ч. 1, 16 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве").

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Из анализа названных законоположений следует, что исполнительский сбор, являясь исполнительным действием, обеспечивающим исполнение решения суда, может быть взыскан на основании соответствующего постановления, вынесенного судебным приставом-исполнителем в период не ранее окончания срока, предоставленного для добровольного исполнения решения суда, и не позже момента, когда решение полностью исполнено должником.

При таких данных, при условии неисполненного судебного решения, суд считает законным вынесенное судебным приставом – исполнителем МРО СП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллиной Д.Т. от 11.08.2017г. постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.08.2017г., ввиду наличия необходимости производства исполнительных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, чем является вынесение судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Учитывая, что требования исполнительного документа должником в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок не исполнены, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований, не представлено, как и доказательств того, что административным истцом, в срок, установленный судебным приставом, предпринимались какие-либо меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем МРО СП и ОИП УФССП по РТ Хабибуллиной Д.Т. в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, регламентирующего стадию исполнения судебных актов, поэтому у суда отсутствуют правовые основания для признания его незаконным.

Административный истец не лишен права обратиться в суд в порядке ч. 6 ст. 112 Закона "Об исполнительном производстве" с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. 175,176, 360,218, 219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к МРО СП по ОИП УФССП по РТ, судебному приставу-исполнителю МРО СП по ОИП УФССП по РТ Хабибуллиной Д.Т. о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным и отмене отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Зыбунова Е.В.