№ 2а-2606/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Барнаул 20 апреля 2017 года
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Денисенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Барнаула к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю В.С., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Барнаула обратилась с требованиями к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю) В.С., о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.
В обоснование требований указала на то, что 29 марта 2017 года судебный пристав – исполнитель МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю В.С. в рамках исполнительного производства № от 31 октября 2016 года, возбужденного на основании исполнительного документа – постановления о привлечении к административной ответственности № о взыскании с администрации г.Барнаула административного штрафа на сумму 50 000 руб., постановила взыскать исполнительский сбор в размере 10 000 руб. Постановление является незаконным, так как неисполнение требований исполнительного документа в 5-ти дневный срок вызвано чрезвычайными и непреодолимыми обстоятельствами, не принятыми во внимание приставом-исполнителем. Ссылаясь на положения ст.ст. 4,12, 112, 122-124 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, администрация города просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю В.С. от 29 марта 2017 года о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № от 31 октября 2016 года.
Судом в качестве соответчиков по делу привлечены МОСП ИОВИП УФФСП по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – УФССП по Алтайскому краю), одновременно являющееся взыскателем по исполнительному производству о взыскании административного штрафа.
Представитель административного истца администрации г.Барнаула М.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам иска. Пояснила, что у истца отсутствуют банковские счета, орган местного самоуправления осуществляет финансовые операции через хозяйственное управление, в связи с чем установление пятидневного срока не позволяет выполнить требования судебного пристава-исполнителя. В установленный 60-дневный срок постановление о привлечении к административной ответственности не исполнено в связи с ограниченным объеме выделяемых денежных средств на уплаты административных штрафов.
Административный ответчик - судебный пристав – исполнитель МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю В.С. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поддерживала доводы отзыв, согласно которым статьей 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен срок исполнения, который продлен быть не может. Закон устанавливает перечень документов, по которым исполнительский сбор не подлежит взысканию, оспариваемое постановление к ним не относится. Доводы истца направлены на освобождение от исполнительского сбора, предоставление отсрочки/рассрочки. Вопрос об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от его уплаты оставляла на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю, УФССП по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу приведенных норм требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 226 КАС РФ, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Федерального закона №229-ФЗ). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
С административным иском об оспаривании постановления от 29 марта 2017 года истец обратился в суд 06 апреля 2017 года, в пределах установленного законом десятидневного срока.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 12 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В силу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (п.2 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п.3 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании постановления заместителя старшего судебного пристава-исполнителя МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю О.В. от 22 апреля 2016 года № о привлечении администрации города Барнаула к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб., вступившего в законную силу 21 июня 2016 года, судебным приставом-исполнителем МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю В.С. 31 октября 2016 года возбуждено исполнительное производство №.
На дату возбуждения исполнительного производства предусмотренный в ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для оплаты административного штрафа (60 суток) истек.
Судебным приставом-исполнителем МОСП ИОВИП УФССП по Алтайскому краю в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства № вручено должнику 17 марта 2017 года.
Установленный судебным приставом - исполнителем пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, исчисляемый в рабочих днях, истек 24 марта 2017 года.
В связи с неисполнением без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП РФ по АК В.С. от 29 марта 2017 года с администрации г. Барнаула взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 руб.
Копия постановления получена должником 30 марта 2017 года.
К случаям, перечисленным в ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», когда исполнительский сбор не взыскивается, постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа не относится. В пункте 78 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» также указано на правомерность вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 - 8 статьи 2.10 КоАП РФ.
Размер исполнительского сбора соответствует ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Процедура вынесения постановления судебным приставом – исполнителем соблюдена, основания установления исполнительского сбора у судебного пристава – исполнителя имелись, в связи с чем административный иск о признании постановления незаконным удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, согласно разъяснениям п. 74 Постановления «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Те же основания (степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положения должника, иные существенные обстоятельства) указаны в ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в качестве оснований отсрочки или рассрочки взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора по смыслу закона должно быть связано с невиновностью в нарушении установленных сроков исполнения исполнительных документов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, от 30 июля 2001 года №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. Должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В силу п.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (п.75 Постановления «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Разъяснения о том, какие обстоятельства относятся к чрезвычайным и непредотвратимым, даны в пункте 8 Постановления "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которым для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Несмотря на разъяснении в определении о подготовке возможности изложить свою позицию относительно наличия оснований для уменьшения или освобождения от уплаты исполнительского сбора, в судебном заседании в качестве таких оснований администрацией города Барнаула приведена по сути только необходимость организации исполнения постановления о наложении административного штрафа (требований исполнительного документа) путем передачи документа в финансово – хозяйственное управление, перечисление денежных средств и т.д.
Данные обстоятельства суд не может признать не зависящими от должника, чрезвычайными и непредотвратимыми, объективно препятствующими исполнению постановлению как в установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок (60 дней), так и в срок, установленный судебным приставом – исполнителем.
Согласно платежному поручению от 04 апреля 2017 года № административный штраф оплачен в размере 50 000 руб., т.е. требование исполнительного документа исполнено по истечении установленных законом и судебным приставом – исполнителем сроков.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для освобождения должника от исполнительского сбора, однако с учетом фактического исполнения постановления на дату рассмотрения дела, статуса должника, являющегося органом местного самоуправления, суд полагает возможным уменьшение размера исполнительского сбора на 1/4, т.е. до суммы 7 500 руб.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
административные исковые требования администрации города Барнаула к судебному приставу – исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю В.С., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным оставить без удовлетворения.
Уменьшить исполнительский сбор, взысканный постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю В.С. от 29 марта 2017 года в рамках исполнительного производства №, до суммы 3 7 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
.
.
.