8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о взыскании исполнительского сбора № 2а-1095/2017 ~ М-719/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2017 года                         г.Самара

Железнодорожный районный суд г.Самара в составе

председательствующего судьи Авциной А.Е.,

при секретаре Мусатовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1095/17 по административному иску МП г.о.Самара «Инженерные системы» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области Гоибову А.А., МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области об отмене постановления от 17.03.2017г. о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

МП г.о.Самара «Инженерные системы» обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области Гоибовым А.А. вынесено постановление от 17.03.2017г. № 63045/17/17027 о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству <данные изъяты> от 20.05.2016г., по тем основаниям, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, не представлено, должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Истец считает, что постановление вынесено без соответствующих оснований и подлежит отмене. Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа, выданного Промышленным районным судом во исполнение решения от 14.01.2015г., которые содержат требование об обязании истца прекратить сброс сточных вод в водные объекты – реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Данное требование носит неимущественный характер, неисполнение не причиняет убытков кредитору, ГК РФ (ст.393-406.1) не установлены основания ответственности за нарушение обязательств по его исполнению, в этом случае суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Помимо этого, имеются объективные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, делающие невозможным исполнение решения Промышленного районного суда по делу № 2-220/2015 от 14.01.2015г. Сброс сточных (ливневых) вод в реки Волга и Самара с превышением ПДК вредных и загрязняющих веществ вызван отсутствием очистных сооружений на объектах дождевой канализации. В 2012г. МП «Инженерные системы» обращалось в Нижне-Волжское бассейновое водное управление (Нижне-Волжское БВУ) и Росприроднадзор за получением решения на право пользования водным объектом и разрешением на сброс загрязняющих веществ. Письмом № КЕ-12/3007/8 от 29.11.2012г. Нижне-Волжское БВУ в выдаче решения на право пользования водным объектом отказало. Письмом № 06-05/360 от 29.01.2013г. Росприроднадзор отказал в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ. Причиной отказов послужило отсутствие очистных сооружений. Во исполнение решения Промышленного районного суда по делу № 2-220/2015 от 14.01.2015г. МП «Инженерные системы» в 2016г. два раза обращалось в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ за выдачей решения на пользование водными объектами: реками Волга и Самара, а также в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. ОВР по Самарской области Нижне-Волжского БВУ дважды отказал в предоставлении водных объектов (Саратовское водохранилище и р.Самара) в пользование для целей сброса сточных вод. Росприроднадзор также дважды отказал в выдаче МП «Инженерные системы» разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в Саратовское водохранилище и залив Самарский Саратовского водохранилища ввиду отсутствия решения о предоставлении в пользование водных объектов. МП «Инженерные системы» обжаловало в Арбитражном суде Самарской области решения Нижне-Волжского БВУ об отказе предоставить в пользования водные объекты (дела № А55-20671/2016; № А55-23488/2016) и решения Росприроднадзора об отказе в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (дела № А55-28365/2016; А55-28367/2016). На данный момент Арбитражным судом Самарской области вынесены решения по делам № А55-20671/2016 и № А55-23488/2016, которыми отказано в удовлетворении жалоб на решения Нижне-Волжского БВУ о предоставлении в пользование водных объектов. Решения по делам № А55-28365/2016 и № А55-28367/2016 об обжаловании решений Росприроднадзора об отказе в выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты до настоящего времени не приняты. Отсутствие в настоящее время у МП «Инженерные системы» документов о предоставлении в пользование водных объектов вызвано отсутствием очистных сооружений для проведения санитарной очистки сточных вод перед их сбросом в водные объекты. МП «Инженерные системы» объективно не имело и не имеет возможности исполнить решение Промышленного районного суда по делу № 2-220/2015 от 14.01.2015г. в части требования прекратить сброс сточных вод в водные объекты - реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. МП «Инженерные системы» создано в соответствии с Постановлением Главы г.о.Самара № 178 от 17.03.2008г. Согласно п.2 указанного Постановления и п.2.3 Устава, предметом и основными видами деятельности МП «Инженерные системы» являются: создание подземного пространства и сетевых обслуживающих коридоров для комплексной прокладки инженерных сетей; эксплуатация, текущий и капитальный ремонты, содержание сетей и сооружений дождевой канализации, элементов благоустройства и других инженерных сооружений, передаваемых в хозяйственное ведение предприятию; оказание услуг по приему и транспортировке поверхностных, дренажных, поливомоечных и нормативно-чистых производственных сточных вод от предприятий и с территории г.о.Самара через систему дождевой канализации; осуществление лабораторного контроля за качеством стоков по химическим и бактериологическим показателям на выпусках в водоемы от предприятий-абонентов, производственного контроля в летний период за влиянием стоков дождевой канализации на воды Саратовского водохранилища и реки Самара; осуществление контроля за соблюдением лимитов сточных вод, сбрасываемых через сети дождевой канализации, взимание платы за пользование системой дождевой канализации города согласно тарифу, утвержденному в установленном порядке. В соответствии с п.3.2. Постановления № 178 от 17.03.2008г., владельцу сети на праве хозяйственного ведения было передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, в том числе система городской дождевой канализации с выпусками, не оборудованными очистными сооружениями. Отношения между собственником имущества и Владельцем сети были зафиксированы договором о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения № 000378Х от 25.12.2008г. В соответствии с п.2.3.1. и 2.3.2. которого, Предприятие обязано использовать полученное имущество в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, а также содержать и обеспечивать его сохранность. Принятое на себя обязательство Предприятие выполняет добросовестно и в полном объеме. Предприятие в соответствии с целями создания, а также уставной деятельностью не занимается сбросом сточных вод, самостоятельно не загрязняет сточные воды, а лишь принимает и транспортирует сточные воды, сбрасываемые предприятиями-абонентами и с территории города через сети дождевой канализации. В связи с отсутствием очистки, сточные воды поступают в водные объекты с превышением установленных нормативов допустимого воздействия. Муниципальное предприятие в силу специфики не имеет возможности прекратить или временно ограничить свою деятельность по транспортировке стоков к месту их сброса до момента строительства городских очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод. Дождевая канализация городского округа Самара является самотечной и постоянно действующей и предназначена для сбора и отведения поверхностных стоков, а также дренажных, условно-чистых производственных стоков промышленных предприятий, аварийных и технологических сбросов систем тепло- и водоснабжения. В настоящее время в городскую дождевую канализацию сбрасывают стоки промышленные предприятия города, детские сады, - школы, больницы, а также само муниципальное образование – г.о.Самара. Для прекращения попадания стоков в водные объекты через городскую дождевую канализацию необходимо прекратить прием сточных вод от абонентов или перекрыть все выпуски дождевой канализации в водные объекты. Перекрытие выпусков дождевой канализации невозможно по техническим причинам: на выпусках отсутствует запорная арматура (краны, задвижки и т.п.); в случае установки заглушек (тампонирование), они будут выдавлены (разрушены) напором воды. Прекратить прием сточных вод в городскую дождевую канализацию также невозможно. Для этого необходимо перекрыть все врезки и дождеприемники, то есть произвести консервацию городской дождевой канализации. Консервация возможна только с разрешения собственника - городского округа Самара. Решение Промышленного районного суда по делу № 2-220/2015 от 14.01.2015г. не обязывает городской округ Самара дать такое разрешение. Если предположить теоретическую возможность консервации городской дождевой канализации или перекрытия ее выпусков, последствия окажутся катастрофическими для города Самара, водных объектов и окружающей природной среды, поскольку городская дождевая канализация перестанет функционировать. Технологический процесс ряда предприятий (Самарская ТЭЦ и др.) предусматривает обязательный сброс условно-чистых промышленных стоков в городскую дождевую канализацию. Невозможность сбрасывать стоки приведет к остановке Самарской ТЭЦ, прекращению выработки и обеспечения города Самара электрической и тепловой энергией. Прекращение функционирования городской дождевой канализации приведет: к нарушению производственных процессов промышленных предприятий; к затоплению городской территории, в том числе подвалов зданий, автомагистралей, дворовых территорий и территорий промышленных предприятий города вследствие перелива стоков через дождеприемные устройства и люки колодцев; к подъему уровня грунтовых вод, прекращению работы дренажной системы зданий, нарушению гидроизоляции фундаментов; размыванию покрытия автомобильных дорог и т.д. В конечном итоге, водные стоки с загрязняющими веществами самотеком по рельефу местности попадут в реки Волга и Самара, вызвав значительно большее загрязнение водных объектов, чем при попадании через дождевую канализацию. МП «Инженерные системы, в соответствии целью создания и положениями своего Устава, не вправе являться заказчиком проектирования и строительства городских очистных сооружений. Реконструкция и капитальный ремонт существующих объектов дождевой канализации, а также строительство новых объектов, в том числе очистных сооружений, ввиду высокой стоимости работ возможны только в рамках соответствующих муниципальных программ г.о.Самара. Постановлением Администрации городского округа Самара от 27.07.2012 № 947 утверждена муниципальная программа г.о.Самара «Развитие системы дождевой канализации городского округа Самара» на 2013-2022 годы, в которую включены проектирование и строительство очистных сооружений на выпусках дождевой канализации. В декабре 2016 г. Главой городского округа Самара утвержден План мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений на сетях дождевой канализации городского округа Самара, в котором указаны этапы проведения работ и сроки. Инициатором разработки и утверждения вышеназванных Муниципальной программы и Плана мероприятий выступило МП «Инженерные системы». Именно муниципальное предприятие являлось разработчиком этой программы, понеся расходы по возмездному договору со специализированной организацией. При этом из программы усматривается, что заказчиком и головным исполнителем программы является Администрация городского округа Самара и ее отраслевые органы, что соответствует действующему законодательству. МП «Инженерные системы», в рамках дела № 2-220/2015, обращалось в Промышленный районный суд г.Самара с заявлениями: о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа (исполнительного листа серии ФС № 009357477 от 14.03.2016г.); о предоставлении отсрочки исполнения решения суда; о предоставлении рассрочки исполнения решения суда. Определениями Промышленного районного суда по делу № 2-220/2015, соответственно, от 05.08.2016г., от 28.11.2016г. и от 02.02.2017г. в удовлетворении заявлений МП «Инженерные системы» было отказано. На Определение от 02.02.2017 г. об отказе в предоставлении рассрочки исполнения решения суда МП «Инженерные системы» подало частную жалобу в Самарский областной суд. В настоящее время жалоба еще не рассмотрена. МП «Инженерные системы» предприняло все необходимые меры для исполнения Решения Промышленного районного суда по делу № 2-220/2015 от 14.01.2015 г. Не исполнение вызвано непреодолимыми обстоятельствами, повлиять на которые МП «Инженерные системы» не в состоянии. Таким образом, имеются объективные и непредотвратимые обстоятельства, делающие невозможным исполнение МП «Инженерные системы» решения Промышленного районного суда по делу № 2-220/2015 от 14.01.2015г. в срок один год, установленный данным решением. Данные обстоятельства, в силу ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», п.3 ста.401 ГК РФ являются основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил отменить постановление от 17.03.2017г. о взыскании исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца Яковлев С.И., действующий на основании доверенности от 20.03.2017г., исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области Гоибов А.А., МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области и заинтересованные лица – Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, Администрация г.о.Самара, извещенные надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, в связи с чем суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Из анализа указанных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12. ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Из содержания приведенной нормы следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как установлено в судебном заседании решением Промышленного районного суда г.Самара от 14.01.2015г. на МП г.о.Самара «Инженерные системы» возложена обязанность прекратить сброс сточных вод в водные объекты – реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также в течение года со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование, и с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (л.д.21-23).

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Исполнительный лист, выданный на основании данного решения, поступил на исполнение в ОСП Промышленного района г.Самара 18.04.2016г. (л.д.134-135).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г.Самара от 20.05.2016г. возбуждено исполнительное производство. Пункт 2 данного постановления содержит указание, что оно подлежит исполнению в добровольном порядке в течение 5 дней с момента получения должником копии постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор (пункт 3) (л.д.130-131).

08.06.2016г. в адрес руководителя МП г.о.Самара «Инженерные системы» судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение о возможности привлечения к уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда (л.д.133).

Постановлением от 27.12.2016г. исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем МОСП по ИООПиР УФССП России по Самарской области Гоибовым А.А. (л.д.128), копия постановления истцом получена в тот же день, и в тот же день в адрес руководителя МП г.о.Самара «Инженерные системы» судебным приставом-исполнителем вынесено повторное предупреждение о возможности привлечения к уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда (л.д.127).

Между тем, в срок, установленный, как в постановлении о возбуждении исполнительного производства, так и в дальнейшем, вплоть до 17.03.2017г., требование, содержащееся в исполнительном документе, в добровольном порядке должником не исполнено, не исполнено оно и на дату рассмотрения настоящего дела, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании, в связи с чем 17.03.2017г. судебный пристав-исполнитель МОСП по ИООПиР УФССП России по Самарской области Гоибов А.А. законно и обоснованно вынес постановление о взыскании с МП г.о.Самара «Инженерные системы» исполнительского сбора в размере 50 000 руб., что свидетельствует о соблюдении судебным приставом-исполнителем требований Закона об исполнительном производстве.

Каких-либо нарушений в действиях судебного пристава-исполнителя при принятии оспариваемого постановления судом не установлено.

При этом, указанное постановление судебного пристава-исполнителя не противоречит требованиям ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, поскольку принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Кроме того, истцу было известно, что 17.03.2015г. решение вступило в законную силу, а, следовательно, у него возникла установленная ст. 13 ГПК РФ обязанность по его исполнению.

Исполнительное производство возбуждено 20.05.2016г., то есть спустя год и два месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которых должник каких-либо мер к его исполнению не предпринял.

При этом, оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем через десять месяцев с даты возбуждения исполнительного производства, в течение которых меры по исполнению также не предпринимались, а в предоставлении отсрочки и рассрочки исполнения решения определениями суда от 28.11.2016г. и от 02.02.2017г. истцу отказано (л.д.69-72), то есть на момент принятия судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления, основания для неисполнения решения суда, предусмотренные законом, отсутствовали.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые препятствия для вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, в связи с чем, оснований для отмены данного постановления не имеется.

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд действительно вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера подлежащего взысканию размера исполнительского сбора, а в соответствии с той же нормой Федерального закона "Об исполнительном производстве" и п.1 ст. 401 ГК РФ, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Между тем, при рассмотрении настоящего дела, требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, истцом не заявлялись, с указанными требованиями МП г.о.Самара «Инженерные системы» обратилось в Промышленный районный суд г.Самара (л.д.117).

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

    Исковые требования МП г.о.Самара «Инженерные системы» к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области Гоибову А.А., МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области об отмене постановления от 17.03.2017г. о взыскании исполнительского сбора оставить без удовлетворения..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                             Авцина А.Е.

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2017г.

Председательствующий                             Авцина А.Е.

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн