Дело № 2а-3866/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омск 21 сентября 2017 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.
при секретаре судебного заседания Путинцевой Н.С.
рассмотрев по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29 А в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терре Н.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому АО г. Омска Управления федеральной службы судебных приставов по Омской области, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Омской области о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Терре Н.А. обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя.
В обоснование заявленных требований Терре Н.А. указала, что в ОСП по Ленинскому АО г. Омска УФССП России по Омской области на исполнении находятся исполнительные производства: № Х-ИП от 08.08.2017 г.; №Х-ИП от 07.03.2017 г.; №Х-ИП от 06.12.2016 г. возбужденные в отношении Терре Н.А. В рамках указанных исполнительных производств с Терре Н.А. взысканы денежные средства в размере 24 428,69 рублей, находящиеся на счете в ПАО «Сбербанк России». Данный счет используется для перечисления алиментов, взыскиваемых с Терре К.А. 07.08.2017 г. в ОСП по Ленинскому АО г. Омска УФССП России по Омской области административный истец направила требование с просьбой отменить постановление судебного пристава-исполнителя и вернуть ей незаконно взысканные денежные средства. Просит признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взысканий на денежные средства, находящиеся на счете, открытом в ПАО «Сбербанк России» №Х. Обязать судебного пристава-исполнителя возвратить на указанный счет, денежные средства, взысканные в рамках исполнительных производств: № Х-ИП от 08.08.2017 г.; №Х-ИП от 07.03.2017 г.; №Х-ИП от 06.12.2016 г
Административный истец Терра Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежаще.
Представитель административного истца действующая по доверенности Плотникова А.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила суду, что ее доверитель неоднократно обращалась в ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области со справкой, в которой указано, что на счет, №Х находящийся в ПАО «Сбербанк России» поступают алименты, поэтому взыскание произведено незаконно.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области - Величкина И.С. в судебном заседании требования не признала, представила отзыв, доводы которого поддержала, пояснив, что 07.03.2017 г. на исполнение к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области поступил судебный приказ 2-8103/2016, выданный мировым судьей судебного участка № 108 в Ленинском судебном районе в городе Омске о взыскании с Терре Н.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу ПАО "Сбербанк России" задолженности в размере 34 919,79 рублей. Указанный исполнительный лист соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам ст. 12.13 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и предъявлен в установленные сроки, согласно ст. 21 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Руководствуясь ст. 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 04.12.2014 судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство № Х-ИП. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства почтой. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В силу ст. 64 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. 31.03.2017 г. вынесено постановление об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в ПАО «Сбербанк России» и иной кредитной организации. 14.04.2017г. денежные средства поступили со счета № Х на депозитный счет ОСП по ЛАО г. Омска в размере 8 878,94 рублей. 24.04.2017г. денежные средства были распределены в счет погашения долга на расчетный счет «Сбербанка России». 25.04.2017 г. поступило заявление от Терре Н.А. о возврате денежных средств в сумме 8 896, 37 рублей. Так как на данный счет перечисляются алименты на содержание детей. 02.05.2017 г. был направлен запрос в ПАО «Сбербанк России» о возврате денежных средств. 02.08.2017 г. судебным приставом был направлен ответ заказной почтой на заявление Терре Н.А. по адресу: <адрес> 05.07.2017 г поступило заявление от Терре Н.А. о возврате денежных средств в сумме 8 896, 37 рублей, так как на данный счет № Х перечисляются алименты на содержание детей. 10.07.2017 г. судебным приставом-исполнителем был направлен повторный запрос в ПАО «Сбербанк России» по адресу г. Омск ул. Жукова д. 4 корп. 1 о возврате денежных средств с приложенными документами. Считает, что при данных обстоятельствах, основания признания незаконными действия судебного пристава-исполнителя отсутствуют.
Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Из материалов дела следует, что 07.03.2017 г. судебным приставом - исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области на основании судебного приказа по делу № 2-8103/2016 выданного 20.12.2016 г. мировым судьей судебного участка № 108 в ЛАО г. Омска было возбуждено исполнительное производство № Х-ИП о взыскании с Терре Н.А. в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженности в размере 34 919,79 рублей.
Кроме того, в производстве ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области в отношении Терре Н.А. находятся исполнительные производства: № Х-ИП от 08.08.2017 г.; №Х-ИП от 06.12.2016 г.
В рамках указанных исполнительных производств судебным приставом - исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области 31.03.2017 г. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника - Терре Н.А. в размере 24 428,69 рублей, находящиеся на счете в ПАО «Сбербанк России» или иной кредитной организации.
14.04.2017г. денежные средства поступили со счета № Х на депозитный счет ОСП по ЛАО г. Омска в размере 8 878,94 рублей.
24.04.2017г. указанные денежные средства были распределены в счет погашения долга на расчетный счет «Сбербанка России».
25.04.2017 г. в ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области поступило заявление от Терре Н.А. о возврате денежных средств в сумме 8 896, 37 рублей, в связи с тем, что на данный счет перечисляются алименты на содержание детей.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 7802.05.2017 г. судебным приставом - исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области в адрес ПАО «Сбербанк России» был направлен запрос о возврате денежных средств.
02.08.2017 г. судебным приставом - исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области на заявление Терре Н.А. был направлен ответ заказной почтой по адресу: <адрес>
05.07.2017 г вновь в ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области от административного истца поступило заявление о возврате денежных средств в сумме 8 896, 37 рублей, с указанием на то, что на счет № Х перечисляются алименты на содержание детей, в подтверждение приложена справка.
10.07.2017 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области был направлен повторный запрос в ПАО «Сбербанк России» по адресу г. Омск ул. <адрес> о возврате денежных средств, с приложенными документами.
Статьёй 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» определены исполнительные действия, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершить в процессе исполнения требований исполнительных документов.
В соответствии со статьёй 12 ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Совокупный анализ приведённых норм свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объём и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем, принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.
В представленных административным ответчиком материалах исполнительного производства имеются документы, подтверждающие направление приставом-исполнителем запросов в соответствующие организации, для установления имущественного положения должника.
В настоящее время установлено, что 02.08.2017 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области вынесено постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства должника Терре Н.А. находящиеся на счете № Х в Омском отделении №8634 ПАО «Сбербанк России».
В соответствии с Федеральный закон «Об исполнительном производстве» то, он содержит лишь перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем по собственному усмотрению, не регламентируя при этом строгую последовательность и периодичность их совершения.
С учетом тех обстоятельств, что постановления об обращении взыскания на денежные средства от 31.03.2017 года, отменены 02.08.2017 года, доказательств тому, что судебным приставом-исполнителем ОСП по ЛАО г. Омска УФССП России по Омской области совершаются действия по постановлениям направленные на взыскание денежных средств с административного истца Терре Н.А., не представлено.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что административным истцом пропущен процессуальный срок, дающий возможность обжаловать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Согласно справке ПАО «Сбербанк России» содержащей информацию о детализации списаний по взысканиям с расчетного счета должника Терре Н.А. по исполнительным производствам, датой после списания является 10.08.2017 г.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, административное исковое заявление по рассматриваемой категории административных дел может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исключение из данного правила содержится и в части 3 статьи 219 КАС Российской Федерации, исходя из которой административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск же срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является, если следовать установлению, содержащемуся в части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации, основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из системного толкования приведенных норм процессуального права следует, что подача, применительно к настоящему делу, административного искового заявления об оспаривании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя за пределами вышеуказанного десятидневного срока обращения в суд без уважительных причин является, учитывая и требование части 1 статьи 94 КАС Российской Федерации, самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании установлено, что административное исковое заявление в адрес суда административным истцом направлено с пропуском установленного законом срока.
Доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно в десятидневный срок оспорить действия судебного пристава-исполнителя, не представлено. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд заявлено не было.
Из системного толкования приведенных выше норм процессуального права следует, что подача, применительно к настоящему делу, административного искового заявления об оспаривании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя за пределами вышеуказанного десятидневного срока обращения в суд без уважительных причин является, учитывая и требование части 1 статьи 94 КАС Российской Федерации, самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Терре Н.А. к судебному приставу-исполнителю по Ленинскому АО г. Омска Управления федеральной службы судебных приставов по Омской области о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя, заявлены с пропуском срока, а доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно в десятидневный срок оспорить постановление судебного пристава-исполнителя суду не представлено, кроме того в настоящее время судебным приставом - исполнителем вынесено постановления об отмене взыскания на денежные средства должника, поэтому оснований для удовлетворения требований Терре Н.А. не имеется, нарушений действующего законодательства, а также нарушений прав административного ответчика действиями судебного пристава исполнителя не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявленных требований Терре Н.А. к судебному приставу-исполнителю по Ленинскому АО г. Омска Управления федеральной службы судебных приставов по Омской области о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Председательствующий Г.Н. Гончаренко
Решение в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2017 года