Дело № 2а-5128/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2017 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костюченко С.А.,
с участием представителя административного истца ФИО6., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
при секретаре Гусевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации <адрес> к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> ФИО1, УФССП по <адрес> и <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> ФИО1, УФССП по <адрес> и <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности, ссылаясь на то, что на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО4 возбуждены исполнительные производства ДД.ММ.ГГГГ №-ИП и ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, должником по которым является ФИО5, которой установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ По истечении срока судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора которое вручил должнику ДД.ММ.ГГГГ, вместе с постановлением о возбуждении исполнительного производства и требованием о выселении. Из чего следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель бездействовала. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно, о том, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено постановление об отложении исполнительских действий и применении мер принудительного исполнения сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с обращением ФИО5 с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о выселении. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> направлено заявление в адрес ОСП по <адрес> о назначении исполнительских действий в связи с окончанием срока отложения. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно о том, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительские действия отложены сроком по ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, что и ранее – обращение должника в суд за предоставлением отсрочки исполнения судебного акта. С вынесенными постановлениями административный истец не согласен, полагает, что они вынесены с нарушением положений ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушают права и законные интересы собственника жилого помещения. Длительное бездействие пристава-исполнителя, несвоевременное вручение постановлений о возбуждении исполнительного производства о выселении, привело к тому, что должник через полгода после вступления решения суда в законную силу принял решение просить суд об отсрочке его исполнения. Отложение исполнительских действий по принудительному выселению должника ФИО5 из жилого помещения неоднократно нарушает права и законные интересы взыскателя. Должник пытается любыми способами затянуть свое выселение, обращение в суд за предоставлением отсрочки, не препятствует исполнению судебного постановления в целом. Просит признать незаконным действия (бездействия) административного ответчика судебного пристава ОСП по <адрес> ФИО1, выразившиеся в неоднократном вынесении постановлений об отложении исполнительных действий ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и не принятии решения о принудительном исполнении требований исполнительного документа. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, отменив постановления об отложении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам №№-ИП, №-ИП, немедленно совершить принудительное выселение должников.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила изложенное в административном исковом заявлении, пояснениях к нему.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что исполнительные действия произведены в соответствии с действующим законодательством, требования истца незаконны и необоснованные, должник воспользовался своим правом, подал заявление об отсрочке исполнения решения.
В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО5 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводств.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве», принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Статьями 64 и 68 названного Федерального закона предусмотрен перечень исполнительных действий и мер принудительного исполнения, которые осуществляются судебным приставом-исполнителем с целью исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» отнесено к обязанностям судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.
Часть 4 упомянутой статьи предусматривает, что об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.
При этом Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит никаких указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, оставляя оценку этого на усмотрение судебного пристава-исполнителя, и никаких ограничений, препятствующих отложению исполнительных действий.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Указанная норма не устанавливает ограничений по количеству отложений исполнительных действий в период исполнения соответствующего исполнительного документа. Такое решение может приниматься судебным приставом-исполнителем неоднократно, при наличии объективных оснований, препятствующих или затрудняющих исполнению требований исполнительного документа.
При принятии решения об отложении исполнительных действий по исполнительному производству судебный пристав должен учитывать не только интересы взыскателя, но и должника.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ФИО1 на основании исполнительных листов серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Центральным районным судом <адрес> по гражданскому делу по иску Администрации <адрес> к ФИО5 о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, выселении без предоставления другого жилого помещения, обязании передать ключи возбуждены исполнительные производства ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, предметом которого является выселение ФИО5 и ДД.ММ.ГГГГ №-ИП по передаче ключей ФИО5 взыскателю.
ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП по передаче ключей ФИО5 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю Центрального районного суда <адрес> поступило заявление ФИО5 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которое должником было подано в Центральный районный суд <адрес>.
Постановлениями пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные действия по возбужденным исполнительным производствам отложены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Постановлениями пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительные действия по возбужденным исполнительным производствам отложены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Согласно акту о проведении исполнительских действий от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем предпринят выход по месту жительства должника с целью исполнения исполнительных производств, вместе с тем должник ФИО5 отсутствовала по месту жительства.
В адрес ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ стороной административного ответчика направлено извещение о необходимости с момента получения извещения предоставления документов подтверждающих исполнение решения суда.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора исполнительному производству №-ИП, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 направлено требование в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда по передаче ключей от жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения административного иска судом, администрацией <адрес> обжалуются постановления судебного пристава исполнителя ОСП по <адрес> срок от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, срок отложения исполнительских действий по которым предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренным настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на обоснование своих требований или возражений (ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Так, согласно ч.ч. 9, 11 с. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативно-правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
При таких обстоятельствах, суд, анализируя вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя имелись объективные основания для отложения исполнительных действий при наличии заявления должника об отсрочке исполнения решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист.
Учитывая отсутствие в законе исчерпывающего перечня обстоятельств для отложения исполнительных действий, оснований для признания незаконными таких действий судебного пристава-исполнителя не установлено.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов таким отложением, в то время как административное исковое заявление подлежит удовлетворению в случае, если суд признает оспариваемые действия не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца и об обязанности административного ответчика устранить их нарушение. Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые действия осуществлены должностным лицом в пределах предоставленных полномочий в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, требования административного истца признаются судом необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований администрации <адрес> к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> ФИО1, УФССП по <адрес> и <адрес> о признании незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Срок изготовления решения в окончательной форме 11.09.2017 г.
председательствующий: С.А. Костюченко
Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко