Дело № 2А-3540/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,
при секретаре Сапач А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ООО «ЮжРегионСтрой» к Ленинскому районному отделу судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ООО «ЮжРегионСтрой» обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ года с расчетного счета ООО «ЮжРегионСтрой» были списаны денежные средства в размере 21483,18 рублей в пользу Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области, назначение платежа списание денежных средств согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ года по и/п № (в пользу Виноградова В.В.) без НДС; ДД.ММ.ГГГГ года с расчетного счета ООО «ЮжРегионСтрой» были списаны денежные средства в размере 584,66 рублей в пользу Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области, назначение платежа – списание денежных средств согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ года по и/п № (в пользу Виноградова В.В.) без НДС; ДД.ММ.ГГГГ года с расчетного счета ООО «ЮжРегионСтрой» были списаны денежные средства в размере 9340,16 рублей в пользу Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области, назначение платежа – списание денежных средств согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ года по и/п № (в пользу Виноградова В.В.) без НДС. Общая сумма списанных денежных средств составила 31408 рублей. Согласно решению мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года с ООО «ЮжРегионСтрой» в пользу Виноградова В.В. было взыскано 20858 рублей в счет возмещения ущерба, 500 рублей - стоимость составления сметного расчета, в пользу федерального бюджета была взыскана госпошлина 842,24 рублей. Общая сумма, подлежащая взысканию с ООО «ЮжРегионСтрой», составляет 22250,24 рублей. Таким образом, с расчетного счета ООО «ЮжРегионСтрой» неверно было списано денежных средств на суму 9157,76 рублей. № (списали) - 22250,24 (должны были удержать) = 9157,76 (излишне удержано)). В телефонном режиме судебные приставы Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области пояснили, что 9157,76 рублей было удержано в счет исполнительского сбора. В адрес ООО «ЮжРегионСтрой» не поступало постановление о возбуждении указанного исполнительного производства, ООО «ЮжРегионСтрой» было лишено право на добровольное исполнение содержащихся в исполнительном документе требований. Таким образом, приставы Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области в нарушение действующих норм права неправомерно удержали 9157,76 рублей в счет исполнительского сбора. На основании изложенного, просит суд признать незаконным действие Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области в части удержания исполнительского сбора в размере 9157,76 рублей по и/п №. Обязать Ленинский районный отдел судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца совершить следующие действия: возвратить на расчетный счет ООО «ЮжРегионСтрой» денежные средства в размере 9157,76 рублей. Взыскать с Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области в пользу ООО «ЮжРегионСтрой» государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Представитель административного истца ООО «ЮжРегионСтрой» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца ООО «ЮжРегионСтрой».
Суд, в соответствии с требованиями ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Свешникова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что обжалуемое постановление в настоящее время отменено.
Представитель УФССП по Ростовской области Чапаева Г.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнения иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Судом с достаточностью и достоверностью установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела УФССП России в г. Ростове-на-Дону Божинской О.В. возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Судебным участком № Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону по делу № вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, предмет исполнения: задолженность в размере 21408 рублей, в отношении должника: ООО «ЮжРегионСтрой» в пользу взыскателя: Виноградова Владимира Викторовича. Должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Копия постановления направлена должнику простой корреспонденцией. Сведений о получении данного постановления в материалах дела не имеется.
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Согласно пункту 2.4.2. Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ года №, утвержденных Федеральной службой судебных приставов России, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: «постановление о возбуждении исполнительного производства <данные изъяты> Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов.
ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела УФССП России в г. Ростове-на-Дону вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении должника ООО «ЮжРегионСтрой» в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 10000 рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме. Взыскание денежных средств подтверждается следующими документами: платежное поручение от должника № от ДД.ММ.ГГГГ года (денежные средства перечислены заявкой на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ года), платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года исполнительное производство № окончено по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела УФССП России в г. Ростове-на-Дону Божинской О.В. было вынесено Постановление об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку в материалах исполнительного производства отсутствует отметка о надлежащем уведомлении должника о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, отмененное постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении должника: ООО «ЮжРегионСтрой» не влечет каких-либо правовых последствий, а значит, само по себе не нарушает права заявителя.
Действующее процессуальное законодательство Российской Федерации не возлагает на суд обязанность проверять законность недействующего ненормативного правового акта, не нарушающего прав заявителя.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что после отмены постановления о взыскании исполнительского сбора, права административного истца восстановлены, следовательно, совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований, отсутствует.
Поскольку в судебном заседании установлено, что судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов города Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Божинской О.В. ДД.ММ.ГГГГ года вынесено Постановление об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ года, в данном случае отсутствуют правовые основания для признания действий Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области в части удержания исполнительского сбора незаконными.
Вместе с тем в соответствии с Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 550, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи. К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора. Возврат исполнительского сбора, перечисленного должником на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, до момента перечисления его на счета, открытые органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства. Срок представления платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) не может превышать 10 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
ООО «ЮжРегионСтрой»суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в настоящее время нарушены его права и законные интересы, а также подтверждающих подачу заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор, с указанием реквизитов банковского счета для перечисления средств, тогда как ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания соответствующих обстоятельств возлагает именно на административного истца.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, в случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд полагает, что предусмотренные законом основания для признания незаконными действий Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области в части удержания исполнительского сбора в размере 9157,76 рублей по и/п № в данном случае отсутствуют, так как судебным приставом-исполнителем Ленинского районного отдела судебных приставов города Ростова-на-Дону Божинской О.В. ДД.ММ.ГГГГ года вынесено Постановление об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: отсутствие на настоящий момент нарушения прав и законных интересов ООО «ЮжРегионСтрой» оспариваемыми действиями и постановлением судебного пристава-исполнителя, суд приходит к однозначному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ООО «ЮжРегионСтрой» в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления ООО «ЮжРегионСтрой» к Ленинскому районному отделу судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года.
Cудья Л.В. Захаренко