Дело № 2А-4286/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дата) Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Синайко Е.А.,
при секретаре Тёриной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску ИП Резников С.А. о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП РФ по Нижегородской области Юлина Л.А., обязании отменить требование №... от (дата).
УСТАНОВИЛ:
ИП Резников С.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП РФ по Нижегородской области Юлина Л.А., обязании отменить требование №... от (дата)
В обоснование заявленных требований, административный истец указал следующее.
Административным истцом получено требование судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области Юлина Л.А. №... от (дата).
На основании исполнительного листа №... от (дата), выданного Советским районным судом г.Н.Новгорода в рамках гражданского дела №... г., судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области Юлин Л.А. направил административному истцу требование предоставить в трехдневный срок со дня поступления указанного документа:
- надлежащим образом заверенные копии договора субаренды за последние три года с указанием сроков действия данных договоров на нежилое помещение, находящееся по адресу: г.Н.Новгород, ....;
- платежные документы, подтверждающие факт оплаты аренды помещения с обязательным указанием реквизитов контрагента за последние шесть месяцев финансовой отчетности.
Административный истец считает, что такое требование нарушает его права и законные интересы, так как административный истец не является лицом, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, он не заключал договоров с должником и не имеет перед последним какой-либо задолженности. Он полагает, что административный ответчик вышел за рамки своих полномочий, определенных нормами Федеральных законов № 229-ФЗ от (дата) «Об исполнительном производстве» и №118-ФЗ от (дата) « О судебных приставах».
В связи с чем административный истец просит суд:
- признать действия судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области Юлина Л.А. незаконными;
- обязать судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП России по Нижегородской области Юлина Л.А. отменить требование №... от (дата).
Административный истец ИП Резников С.А. о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, направил своего представителя по доверенности.
При таких данных суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административного истца при участии его представителя по доверенности.
Представитель административного истца ИП Резникова С.А. по доверенности Бельская А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики: УФССП РФ по Нижегородской области, старший судебный пристав Советского районного отдела УФССП РФ по Нижегородской области Шавин С.В., судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела УФССП РФ по Нижегородской области Юлин Л.И. о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявили. При таких данных суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии административных ответчиков и их представителей.
Заинтересованные лица - взыскатель Старикова Т.В. и должник Тимин С.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены, в судебном заседании не присутствовали, ходатайств об отложении дела не заявили.
При таких данных суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В производстве Советского районного отдела УФССП РФ по Нижегородской области имеется исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительно листа №... от (дата), выданного Советским районным судом г.Н.Новгорода.
Предметом исполнения по указанному исполнительному листу является задолженность по договору займа должника Тимина Сергея в пользу взыскателя Стариковой Татьяны Витольдовны.
(дата) судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела УФССП РФ по Нижегородской области Юлиным Л.А. в адрес ИП Резников С.А. направлено Требование о предоставлении следующих документов:
Срок исполнения требования установлен в 3-х дневный срок со дня исполнения.
Обсуждая доводы административного истца о незаконности действий судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в выставлении административному истцу указанного требования от (дата), суд руководствуется следующим.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
В ст. 121 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон от (дата) N 229-ФЗ) указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Согласно ст. 2 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от (дата) N 118-ФЗ "О судебных приставах" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.
При этом ст. 6 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от (дата) N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Статья 75 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает возможность обращения взыскания на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором; иные принадлежащие должнику имущественные права.
Поскольку должником Тиминым С.А. не исполнено решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от (дата), в целях соблюдении прав взыскателя на своевременное исполнение судебного акта, судебный пристав-исполнитель обязан проверить информацию о наличии у должника имущественных прав требования, на которые в дальнейшем можно обратить взыскание в пользу Стариковой Т.В.
Требование от (дата) вынесено уполномоченным должностным лицом, в рамках возбужденного исполнительного производства, в пределах компетенции, предоставленной судебному приставу.
Оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя Юлина Л.А. согласуются с положениями ч. 2 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в силу которых судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что выставление требования в адрес административного истца, который не является стороной исполнительного производства, следует признать обоснованным, поскольку направлено на установление имущественного положения должника.
При этом, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
Оспариваемые действия судебного пристава согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от (дата) N 8-П, пункт 2 статьи 14 Федерального закона от (дата) "О судебных приставах" предусматривающий, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абзацем вторым пункта 2 статьи 12 указанного закона, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска ИП Резников С.А. о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела УФССП РФ по Нижегородской области Юлина Л.А., обязании отменить требование №... от (дата) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись Синайко Е.А.
(марка обезличена)А