8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным действий межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ № 2а-6606/2017 ~ М-6294/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №а-6606/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 ноября 2017 года г.Уфа

Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,

при секретаре Хусаиновой Л.Х.,

с участием представителя административного истца- Гарифулина В.Р., действующего по доверенности от 14 февраля 2017 года,

представителя административного ответчика- Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ Шариповой Г.Ф., действующей по доверенности от 28 августа 2017 года,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации городского округа г.Уфа РБ о признании незаконным действий межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа г.Уфа РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действий межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ, просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя МРОСП по ИОИП Сафиной К.Р.:

- от 28 марта 2017 года по исполнительным производствам от 9 марта 2017 года №3972/17/02068-ИП, от 16 марта 2017 года №4151/17/02068-ИП,

- от 14 апреля 2017 года по исполнительным производствам от 23 марта 2017 года №4639/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4638/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4637/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4634/17/02068-ИП.

В обоснование заявленных требований указано, что на исполнении межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ находятся исполнительные производства: №3972/17/02068-ИП от 9 марта 2017 года в пользу взыскателя Трофимовой П.В., № 4151/17/02068-ИП от 16 марта 2017 года в пользу взыскателя Кудояровой З.М., №4639/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Гаревой А.Г., №4638/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Жуковой А.В., №4637/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Салимовой Ю.А., №4634/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Ивановой В.С.. Предмет исполнения – обязать Администрацию ГО г.Уфа РБ предоставить перечисленным выше гражданам в черте г.Уфы благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м., установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлениями судебного пристава-исполнителя Сафиной К.Р. принято решение о взыскании с Администрации ГО г.Уфа РБ исполнительского сбора – 50 000, 00 рублей по каждому исполнительному производству. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В своей деятельности Администрация ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой. На основании соглашения №69 от 2 июня 2016 года Государственным комитетом по РБ по строительству и архитектуре Администрации ГО г.Уфа была предоставлена субвенция из бюджета РБ на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 83 312 940, 00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 17 801 940, 00 рублей, за счет средств бюджета РБ – 65 511 000, 00 рублей. На основании соглашения №62 от 24 марта 2017 года Государственным комитетом по РБ по строительству и архитектуре Администрации ГО г.Уфа была предоставлена субвенция из бюджета РБ на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 89 710 400, 00 рублей, в том числе 19 683 900, 00 рублей за счет федерального бюджета, 70 026 500, 00 рублей – за счет средств бюджета РБ. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на третий квартал 2016 года составляет 35 210, 00 рублей за 1 кв.м., на первый квартал 2017 года – 37 200, 00 рублей за 1 кв.м., то есть приобретение жилых помещений возможно только путем участия в долевом строительстве. 27 июня 2016 года Управлением капитального строительства Администрации ГО г.Уфа РБ был заключен муниципальный контракт №8 с НО Фонд развития жилищного строительства РБ, путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома на границах ГО г.Уфа РБ. Актом приема-передачи от 2 августа 2017 года застройщиком передано 24 квартиры, которые проходят процедуру оформления в муниципальную собственность с последующим переводом в специализированный жилищный фонд, после чего будут переданы взыскателям по исполнительным производствам. В связи с этим, полагают, со стороны Администрации отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда в 5-дневный срок.

Представитель административного истца поддержал исковые требования, просил удовлетворить по приведенным доводам и основаниям.

Представитель административного ответчика- Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ ФИО6, действующая по доверенности от 28 августа 2017 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.

Представитель административного ответчика- Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ, заинтересованные лица ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, будучи надлежаще извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

В силу ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах».

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на исполнении межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ находятся исполнительные производства: №3972/17/02068-ИП от 9 марта 2017 года в пользу взыскателя Трофимовой П.В., № 4151/17/02068-ИП от 16 марта 2017 года в пользу взыскателя Кудояровой З.М., №4639/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Гаревой А.Г., №4638/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Жуковой А.В., №4637/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Салимовой Ю.А., №4634/17/02068-ИП от 23 марта 2017 года в пользу взыскателя Ивановой В.С..

Предметом исполнения является возложение на Администрацию ГО г.Уфа РБ обязанности предоставить перечисленным выше гражданам в черте г.Уфы благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 14 кв.м., установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Сафиной К.Р. вынесены постановления:

- от 28 марта 2017 года о взыскании с Администрации ГО г.Уфа РБ исполнительского сбора – 50 000, 00 рублей по исполнительным производствам от 9 марта 2017 года №3972/17/02068-ИП, от 16 марта 2017 года №4151/17/02068-ИП, - по каждому исполнительному производству;

- от 14 апреля 2017 года о взыскании с Администрации ГО г.Уфа РБ исполнительского сбора – 50 000, 00 рублей по исполнительным производствам от 23 марта 2017 года №4639/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4638/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4637/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4634/17/02068-ИП, - по каждому исполнительному производству.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно положениям ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

Согласно ч. 5 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ, исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам;

5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 того же Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Администрацией ГО г.Уфа РБ предприняты меры к исполнению решения суда, а именно:

- на основании соглашения №69 от 2 июня 2016 года Государственным комитетом по РБ по строительству и архитектуре Администрации ГО г.Уфа была предоставлена субвенция из бюджета РБ на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 83 312 940, 00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 17 801 940, 00 рублей, за счет средств бюджета РБ – 65 511 000, 00 рублей;

- на основании соглашения №62 от 24 марта 2017 года Государственным комитетом по РБ по строительству и архитектуре Администрации ГО г.Уфа была предоставлена субвенция из бюджета РБ на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 89 710 400, 00 рублей, в том числе 19 683 900, 00 рублей за счет федерального бюджета, 70 026 500, 00 рублей – за счет средств бюджета РБ.

В соответствии с приказом Госстроя РБ «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городских округах, городских поселениях и муниципальных районах РБ», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на третий квартал 2016 года составляет 35 210, 00 рублей, на первый квартал 2017 года – 37 200, 00 рублей.

В связи с этим, Администрацией принято решение о приобретении жилых помещений путем участия в долевом строительстве.

27 июня 2016 года Управлением капитального строительства Администрации ГО г.Уфа РБ был заключен муниципальный контракт №8 с НО Фонд развития жилищного строительства РБ, путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома на границах ГО г.Уфа РБ.

Согласно акту приема-передачи от 2 августа 2017 года застройщиком передано 24 квартиры, которые после завершения процедуры оформления в муниципальную собственность и перевода в специализированный жилищный фонд, будут переданы взыскателям по исполнительным производствам.

При этом, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Администрация ГО г.Уфа РБ ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течении установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно, вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Так, финансовые средства необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает необходимым освободить Администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора

Руководствуясь ст.ст. 174, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Администрации городского округа г.Уфа РБ о признании незаконным действий межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ - удовлетворить.

Освободить Администрацию городского округа г.Уфа РБ от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя МРОСП по ИОИП Сафиной К.Р.:

- от 28 марта 2017 года по исполнительным производствам от 9 марта 2017 года №3972/17/02068-ИП, от 16 марта 2017 года №4151/17/02068-ИП, - в размере 50 000, 00 рублей по каждому исполнительному производству,

- от 14 апреля 2017 года по исполнительным производствам от 23 марта 2017 года №4639/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4638/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4637/17/02068-ИП, от 23 марта 2017 года №4634/17/02068-ИП, - в размере 50 000, 00 рублей по каждому исполнительному производству.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 10 ноября 2017 года.

Председательствующий Р.Р. Нурисламова