8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя № 2а-3462/2017 ~ М-3023/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №а-3462/2017

29 сентября 2017 года <адрес>

Первомайский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Топорковой С.В.,

при секретаре Толстопятовой Е.А.,

с участием:

административного истца – Титова И.В.,

административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Пильгуй А.И.,

представителя административного ответчика УФССП России по <адрес> – Пильгуй А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица – Титовой О.А.,

представителя заинтересованного лица – адвоката Чилова Р.И., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Титова И.В. к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов <адрес> Пильгуй А.И., <адрес>ному отделу судебных приставов <адрес>, УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо: Титова О.А., о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ФСО 18198413, выданного Первомайском районным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ об обязании Титовой О.А. предоставлять ребёнка для общения по месту жительства отца без присутствия матери в первую и третью пятницу с 18 часов до 18 часов субботы.

ДД.ММ.ГГГГ Титовым И.В. было подано заявление а РОСП <адрес> с просьбой обеспечить исполнение решения путём выхода судебного пристава-исполнителя в место общения с ребёнком, поскольку должник, мать ребёнка, активно препятствуют общению, злостно не исполняет решение суда.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Пильтгуй А.И. в место общения в очередной раз не вышла, никаких мер для исполнения решения суда не приняла.

В 18 часов административный истец со свидетелями прибыл в место жительства ребёнка, дверь ему никто не открыл. Титов И.В. сообщил об этом Пильгуй А.И. и попросил прибыть для составления протокола.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать бездействия судебного пристава-исполнителя Пильгуй А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными. Обязать судебного пристава-исполнителя Пильгуй А.И. составить в отношении Титовой О.А. протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель административного ответчика первомайского РОСП <адрес> не явился.

Суд на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Административный ответчик, представитель административного ответчика Пильгуй А.И. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Титова О.А., её представитель в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просили отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнения иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Для выполнения названных задач статьи 64, 68 Закона № 229-ФЗ предоставляют приставу право совершать целый ряд исполнительных действий и принимать меры принудительного исполнения требований исполнительного документа.

При этом из смысла того же Закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.

В части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определён порядок общения Титова И.В. с несовершеннолетней дочерью Титовой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Титову И.В. предоставлено право на общение с дочерью Титовой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следующим образом: по месту жительства Титова И.В. без присутствия матери Титовой О.А. с правом посещения детских развлекательных учреждений, кафе, детских площадок, парков каждую первую и третью неделю месяца с 18:00 часов пятницы до 18:00 субботы; праздничные дни с 18:00 часов 30.04. до 18:00 часов 02.05.; в летний период с 01.07. по 15.07. с правом выезда на летний отдых по согласованию с ответчиком Титовой О.А..

На основании указанного решения суда ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серия ФС №.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов <адрес> Пильгуй А.И. ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа и заявления взыскателя вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении Титовой О.А., предмет исполнения: определение порядка общения с несовершеннолетним ребёнком.

Во исполнение решения Первомайского районного суда <адрес> административный истец ДД.ММ.ГГГГ прибыл в место проживания ребёнка и её матери. Титовой О.А. и ребёнка на месте не оказалось.

По факту отсутствия Титовой О.А. и ребёнка ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было направлено сообщение судебному приставу-исполнителю Пильгуй А.И. с целью прибытия и составления протокола об административном правонарушении.

Согласно справке, выданной МБУЗ «Детская городская поликлиника № <адрес>», Титова М.И. с 15.09.2017г. по 22.09.2017г. перенесла ОРВИ.

Согласно листка нетрудоспособности, Титова О.А. была освобождена от работы с 15.09.2017г. по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с болезнью дочери Титовой М.И..

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на соответствующие подразделения службы судебных приставов, непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей

Мерами принудительного исполнения согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются действия, указанные в исполнительном документе.

Согласно части 3 статьи 109.3 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнение требования исполнительного документа о порядке общения с ребенком включает в себя обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного общения взыскателя с ребенком в соответствии с порядком, установленным судом.

При исполнении исполнительного документа, содержащего требование о порядке общения с ребенком, судебный пристав-исполнитель должен установить, что должник не препятствует общению взыскателя с ребенком. После установления данного факта судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона. В случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменяется по заявлению взыскателя старшим судебным приставом или его заместителем (часть 4).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 15 Постановления № 50 от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит указания на тот факт, что судебный пристав-исполнитель обязан контролировать исполнение решения суда каждый раз в течение всего времени общения ребёнка с отцом и присутствовать при этом. Функция же судебного пристава-исполнителя при исполнении требования исполнительного документа, предметом которого является определение порядка общения несовершеннолетнего ребёнка с отцом, сводится к установлению факта препятствия должника к общению детей со взыскателем.

Решением Первомайского районного суда <адрес> был определён порядок общения Титова И.В. с дочерью Титовой М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения без присутствия матери по месту жительства Титова И.В. каждую первую и третью неделю месяца с 18:00 часов пятницы до 18:00 часов субботы.

Титов И.В. полагает, что бездействие судебного пристава-исполнителя, совершенные последним ДД.ММ.ГГГГ года, носят незаконный характер, поскольку направлены на воспрепятствование его общению с ребёнком, что противоречит требованиям, содержащимся в исполнительном документе.

Согласно части 1 статьи 23.2 КоАП РФ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 77 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.35 КоАП РФ, являются судебные приставы.

Основания для возбуждения дел об административных правонарушениях рассматриваемой категории установлены подпунктами 1, 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса, к ним, в том числе относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами ФССП России достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Таким образом, действие судебного пристава-исполнителя по не составлению протокола об административном правонарушении не влечёт нарушение прав взыскателя по исполнительному производству.

В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Само по себе неприбытие судебного пристава-исполнителя для составления протокола об административном правонарушении к какому-либо нарушению прав административного истца привести не могло.

Доказательств нарушения прав административного истца материалы дела не содержат.

Исходя из положений статей 3, 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.

При рассмотрении данного административного дела не установлено реального нарушения прав и законных интересов административного истца в результате оспариваемых действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, в связи с чем совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Учитывая изложенное, анализируя все представленные доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Издержки, связанные с рассмотрением административного дела включают расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ), почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (п. 6 ст. 106 КАС РФ), другие признанные судом необходимыми расходы (п. 7 ст. 106 КАС РФ).

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные издержки, понесенные заинтересованными лицами (статья 47 КАС РФ), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта. При этом возможность взыскания судебных издержек в пользу названных лиц не зависит от того, вступили они в процесс по своей инициативе либо привлечены к участию в деле по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Титова О.А. была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица по инициативе административного истца. При рассмотрении дела затрагивались права и обязанности заинтересованного лица, поскольку решался вопрос о законности или незаконности действий судебного пристава, совершенные 15.09.2017 года.

В подтверждение понесённых судебных расходов представила соглашение об оказании юридической помощи от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцию к приходному кассовому ордера на сумму 10000 рублей.

Разрешая вопрос о размере расходов понесённых заинтересованным лицом, подлежащих взысканию в его пользу, суд считает возможным уменьшить их до 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Титова И.В. к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов <адрес> Пильгуй А.И., <адрес>ному отделу судебных приставов <адрес>, УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо: Титова О.А., о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Титова И.В. в пользу Титовой О.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.В.Топоркова