Дело №а-1147/2017
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 05 апреля 2017 года
Ворошиловский районный суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к УФССП по <адрес>, Министерству финансов <адрес>, УФК по <адрес> о признании незаконным бездействие,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Федеральной службе судебных приставов <адрес>, Управлению Федерального казначейства по <адрес> и Министерству Финансов <адрес>, в котором просил признать незаконным бездействие УФССП по <адрес> по несвоевременному направлению сведений об отмене временного ограничения на выезд из РФ по исполнительному производству №-ИП Городищенского РОСП УФССП по <адрес> возбужденного ДД.ММ.ГГГГ и оконченного ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел тур по <адрес> в ООО «ТК «Ирбис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ при прохождении пограничного контроля в <адрес> ему было объявлено о временном ограничении выезда за пределы РФ, в связи с имеющейся задолженностью, туристическая поездка не состоялась. Основанием для ограничения выезда является запрет наложенный СПИ Городищенского РОСП УФССП по <адрес>. При этом постановлением СПИ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено временное ограничение на выезд из РФ должника ФИО2 по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ В тот же день СПИ указанное постановление было направлено в УФССП по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было окончено. Однако сведения об отмене мер по ограничению на выезд были направлены только ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, из-за ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей со стороны УФССП по <адрес>, а именно при надлежащем и своевременном направлении информации в Пограничную службу ФСБ РФ права административного истца нарушены. Указанные нарушения прав административного истца повлекли наступления неблагоприятных последствий в виде причинения убытков, связанных с покупкой билетов.
Административный истец ФИО2 и его представитель ФИО10 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель ответчика – Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не уведомил.
<адрес> отдел службы судебных приставов <адрес> в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине.
Судебный пристав ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (часть 1), а также установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2). Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывал, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с ее статьей 21, согласно которой, государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (статья 17, часть 2; статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, а также должностного лица и\или государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статей 12, 13 Федерального закона «О судебных приставах», исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Как установлено в судебном заседании на исполнении в <адрес>ном отделе судебных приставов УФССП по <адрес> находилось исполнительное производство №-ИП в отношении должника ФИО2 возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа по делу №, выданного мировым судьей судебного участка № <адрес>, о взыскании с ФИО2 о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, что подтверждается копией постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП ФИО2 был установлен срок для добровольного исполнения требований, указанное постановление о возбуждении исполнительного производства было получено ФИО2 Требования исполнительного документа в установленный срок ФИО2 исполнены не были.
Впоследствии, ввиду неисполнения требований исполнительного документа и уклонения от исполнения обязательств, в рамках исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО2 судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о временном ограничении выезда из Российской Федерации, сроком на 6 месяцев, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, перечисленные в законе условия для принятия такого исполнительного действия, как временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации, судебным приставом-исполнителем соблюдены, поскольку не внесение должником в счет платы долга является основанием полагать, что должник уклоняется от их исполнения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу ч. 4 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в постановлении об окончании исполнительного производства отменяются среди прочего установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшими исполнительный документ; органу, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, и лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспаривалось, что задолженность по исполнительному производству №-ИП истцом ФИО2 была погашена в полном объеме, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем <адрес> отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО8 было вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО2
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем <адрес> отдела судебных приставов УФССП по <адрес> ФИО8 вынесено постановление об отмене мер временного ограничения на выезд должника ФИО2 из Российской Федерации.
Между тем, судом установлено, что ФИО2 были приобретены билеты в ООО «Ирбис» на маршрут ж/д <адрес>-<адрес> отправление ДД.ММ.ГГГГ в 21 часов 00 минут, паром Viking Line ДД.ММ.ГГГГ, паром DFDS ДД.ММ.ГГГГ, паром Viking Line ДД.ММ.ГГГГ, ж/д <адрес>-Москва отправление ДД.ММ.ГГГГ, общей стоимостью тура, включающего оплату билетов, 37 395 рублей (л.д. 16).
В день отправления, ДД.ММ.ГГГГ при прохождении пограничного контроля в <адрес> ФИО2 было отказано в выезде из Российской Федерации, в связи с действием поручения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации, о чем также разъяснено в справке.
В соответствии с пунктами 1 - 8 Приложения № к Приказу ФССП России и ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ №, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России после вынесения постановления об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления направляет его копии должнику, в соответствующий территориальный орган ФМС России и начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из Российской Федерации (далее - реестр).
Начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав обеспечивает обработку и формирование реестров, а также контроль за соответствием постановлений об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и установленных в них сроков законодательству об исполнительном производстве.
Копии указанных постановлений еженедельно направляются с сопроводительным письмом и приложением копии реестра в территориальный орган ФССП России.
Ответственность за достоверность и своевременность представления сведений несет начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав.
Территориальный орган ФССП России обеспечивает сбор, обработку, а также контроль за достоверностью сведений, представленных структурными подразделениями, и еженедельно по понедельникам направляет с сопроводительным письмом копии постановлений судебных приставов-исполнителей об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации с приложением копий реестров в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.
Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обеспечивает еженедельное (по понедельникам) представление в Управление организации исполнительного производства ФССП России информации (сопроводительных писем с приложением реестров) в электронном виде с последующим ее направлением на бумажном носителе.
Управление организации исполнительного производства ФССП России осуществляет сбор и обработку поступающей информации и еженедельно по средам передает нарочным в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обобщенную информацию в электронном виде и на бумажном носителе.
Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обрабатывает поступившую информацию и направляет ее в пограничные органы для внесения изменений в соответствующие учеты.
Срок внесения изменений в учеты не должен превышать пяти суток со дня поступления информации в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России (с учетом времени доведения информации до подразделений пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).
Однако, в представленных копиях исполнительного производства отсутствуют сведения о направлении судебным приставом-исполнителем уведомления в адрес компетентных органов о снятии в отношении истца ФИО2 ограничений на выезд за пределы <адрес>.
Таким образом, УФССП по <адрес> своевременно не исполнило порядок, предусмотренный для отмены ограничений, указанный выше, чем нарушило приведенные нормы права и конституционное право ФИО2 на свободу передвижения, поскольку на дату ДД.ММ.ГГГГ в Пограничной службе ФСБ <адрес>, а именно в подразделении пограничных органов в пункте пропуска через государственную границу России, сведения об отмене в отношении ФИО2 ограничения на выезд отсутствовали.
При этом, представитель административного ответчика УФССП по <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании указала на пропуск ФИО2 десятидневного срока для оспаривания бездействия административных ответчиков.
В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» закреплены три типа сроков: сроки подачи жалобы в суд, сроки совершения исполнительных действий и сроки предъявления исполнительного документа к исполнению.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Как следует из совокупного анализа приведенных выше норм статья 219 КАС РФ и соответственно статья 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» являются специальными нормами, регулирующими порядок обжалования действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, а поэтому предусматривают сокращенные сроки обжалования.
Таким образом, постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подлежит обжалованию в десятидневный срок. Кроме того, законодателем не предусмотрено разграничений между действиями либо бездействием судебного пристава-исполнителя.
Причины пропуска срока обращения в суд должны выясняться в судебном заседании.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку в судебном заседании установлен факт того, что о своем нарушенном праве должник знал ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным иском об оспаривании бездействия административных ответчиков обратился по истечении 10 дней с момента когда стало известно совершении бездействия, а именно ДД.ММ.ГГГГ, уважительных причин пропуска стороной административного истца суду не представлено, исходя из положений части 5 статьи 180 и части 8 статьи 219 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2 к УФССП по <адрес>, Министерству финансов <адрес>, УФК по <адрес> об оспаривании бездействия.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать ФИО2 в удовлетворении административного иска к УФССП по <адрес>, Министерству финансов <адрес>, УФК по <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в несвоевременном направлении сведений об отмене временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес>.
Председательствующий Горина Л.М.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Горина Л.М.