8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании бездействия судебного пристава-исполнителя по отказу применить к должнику меры принудительного характера незаконным, обязании применить меры принудительного характера № 2а-1506/2017 ~ М-971/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2017 года                                                                                                  г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1506/2017 по административному исковому заявлению Ежовой Е.В. к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя по отказу применить к должнику меры принудительного характера незаконным, обязании применить меры принудительного характера,

УСТАНОВИЛ:

Ежовой Е.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области с требованиями признать бездействие судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. по не применению мер принудительного характера в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области, незаконными, обязать Межрайонное ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области применить меры принудительного характера в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области, в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. о возбуждении исполнительного производства №-ИП.

В обоснование заявленных требований Ежова Е.В. указала, что является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. №/ру, она включена в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями.ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области по месту жительства в г. Иркутске. На заявление Ежовой Е.В. о предоставлении жилого помещения, министерством было выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. № в соответствии с которым она включена в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в городе Иркутске с ДД.ММ.ГГГГ. и поставлена на учет под №. Ею было подано исковое заявление к министерству имущественных отношений об обязании предоставить жилое помещение по договору специализированного найма в г. Иркутске. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования удовлетворены. На основании данного решения Межрайонным ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о возбуждении исполнительного производства №-ИП. В мае 2016 года она повторно обратилась в министерство имущественных отношений иркутской области с заявлением о предоставлении жилого помещения, на которое получила тот же ответ с указанием нового учетного №. В июле 2016 года Ежовой Е.В. было подано заявление на имя начальника межрайонного ОСП о ходе исполнительного производства. Межрайонным ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, судебным приставом направлялись требования об исполнении решения суда и предупреждении об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ в адрес министерства имущественных отношений Иркутской области, однако в связи с направлением письма Председателя Иркутского областного суд Д.Н., применить меры принудительного характера в отношении должника не представляется возможным. Ответ межрайонного ОСП от ДД.ММ.ГГГГ по своему содержанию ни чем не отличался от ранее полученного ею ответа от ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2017г. административный истец обратилась в Межрайонное ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области с требованием о применении в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области, мер принудительного исполнения, в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Полученный ответ от ДД.ММ.ГГГГ в очередной раз продублировал содержание ранее направляемых ей ответов, чем подтвердил незаконность действий (бездействий) Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области. С указанным письмом не согласна, поскольку полагает, что оно нарушает ее права как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением, предусмотренные ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, а также Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области». Полагает, что не применение мер принудительного исполнения является незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С..

Определением суда от 04.04.2017г. к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Иркутской области.

Административный истец Ежова Е.В., ее представитель Чернова О.С. в судебном заседании требования поддержали.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С., Межрайонный ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области, заинтересованное лицо Межрайонное управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1 в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В письменном отзыве на административный иск судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С. просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Шевкунова Т.В. полагала требования Ежовой Е.В. не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 5).

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Из материалов дела следует, что Ежова Е.В. является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что сторонами не оспаривается.

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу № по иску Ежовой Е.В. к Министерству имущественных отношений Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворено. Суд

РЕШИЛ

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Ежовой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору специализированного найма в г. Иркутске с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного и жилого дома общей площадью 33 кв.м. с увеличением (уменьшением) не более чем на 5 кв.м. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ. не было обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИС УФССП РФ по Иркутской области Тюриной О.С. на основании заявления взыскателя Ежовой Е.В. и исполнительного листа, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерства имущественных отношений Иркутской области.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 164-03) предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области.

В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом (ст. 5 Закона Иркутской области № 164-03). Таким органом по управлению имуществом является министерство имущественных отношений Иркутской области.

В соответствии с указанным законом, министерство формирует списки на предоставление жилых помещений в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган.

Ежова Е.В. включена в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области и по месту жительства в г. Иркутске, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее учетный номер в списке - №.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 443-пп утверждена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2018 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы».

Согласно представленным сведениям Министерства имущественных отношений Иркутской области для реализации указанной Подпрограммы были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов; в 2013 году - 852 198,3 тысяч рублей, в 2014 году - 850 344,5 тысяч рублей, в 2015 году - 784 886.8 тысяч рублей, в 2016 году – 688 161,1 тысяч рублей.

    На указанные денежные средства в 2013-2016 г.г. министерством было построено (приобретено) в Иркутской области 2424 квартиры и предоставлены по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, в том числе 161 жилое помещение предоставлено в г. Иркутске.

В список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в Иркутской области по состоянию на 01.01.2017 включено 12452 человека. В рамках указанной Подпрограммы планируется обеспечить в 2017 году - 428 чел., в 2018 году - 333 чел.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

В ходе исполнения исполнительного документа по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес должника Министерства имущественных отношений Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых производств УФССП России по Иркутской области были направлены требования об исполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. и в отношении начальника Министерства имущественных отношений Иркутской области выдано предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Суд учитывает, что бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В материалах исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. имеются ответы Министерства имущественных отношений Иркутской области, из которых следует, что взыскателям – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения, в том числе и Ежовой Е.В., будут предоставлены в установленном законом порядке, т.е. в хронологической последовательности, установленной списком, после их приобретения за счет финансовых средств федерального и областного бюджетов и отнесения к специализированному жилищному фонду Иркутской области.

Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства был выполнен необходимый перечень исполнительных действий направленных на исполнение судебного решения.

Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата не свидетельствует об его бездействии, в связи с чем, суд не находит оснований полагать, что со стороны судебного пристава-исполнителя и Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Иркутской области допускается бездействие по исполнению судебного решения.

Довод о том, что судебный пристав-исполнитель не применил такую меру принудительного исполнения как взыскание исполнительского сбора, не означает бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку согласно положениям указанного Федерального закона выбор способа исполнения требований исполнительного документа принадлежит судебному приставу-исполнителю.

При указанных обстоятельствах, совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания незаконным бездействия административных ответчиков по исполнению судебного решения не имеется.

Судом установлено, что административным истцом оспаривается законность бездействия Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Иркутской области, в том числе на день обращения в суд с настоящими требованиями, а не за какой-то конкретный период времени, правовых оснований полагать, что заявителем срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Ежовой Е.В. к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., Межрайонному ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С. по не применению мер принудительного характера в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области, незаконным, обязании Межрайонное ОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области применить меры принудительного характера в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области, в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. о возбуждении исполнительного производства №-ИП – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                  Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 17.04.2017г.                            Н.Н. Исакова