8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству незаконным, обязании исполнить решение суда № 2а-3724/2017 ~ М-3491/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2017 года                                                                                               г.Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3724/2017 по административному исковому заявлению Заирова В.Е. к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области о признании бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству незаконным, обязании исполнить решение суда,

УСТАНОВИЛ:

Заиров В.Е. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области с требованиями признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП по Иркутской области О.С., выразившееся в непринятии должных мер по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 10.03.2017г. на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска, об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области предоставить Заирову В.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью 33 кв.м. (+- 5 кв.м.) в пределах муниципального образования <адрес>, обязать судебного пристава-исполнителя исполнить решение суда.

В обоснование заявленных требований указано, что что он, Заиров В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, включен в список на предоставление жилого помещения (дети-сироты) с ДД.ММ.ГГГГ, учетный №, согласно полученного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства имущественных отношений Иркутской области. Кроме того, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу № по его иску о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, на Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить административному истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью 33 кв.м. (+- 5 кв.м.) е пределах муниципального образования <адрес>. Судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств Тюриной О.С. 10.03.2017г. возбуждено исполнительное производство №-ИП. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение не предоставлено. Административный истец неоднократно обращался с заявлениями, жалобами к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП в Министерство имущественных отношений Иркутской области, прокурору Иркутской области, однако безрезультатно. Прокуратура Иркутской области его обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ направила для рассмотрения в Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области. Судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С. письмом, датированным 28.05.2017г. № (фактически направлено 01.08.2017г. и поступило 05.08.2017г.) сообщила, что действующим законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поэтому предоставление жилого помещения будет осуществляться в общем порядке. Также судебный пристав-исполнитель необоснованно ссылается на письмо председателя Иркутского областного суда Н.Д. о невозможности применения меры принудительного исполнения в виде исполнительского сбора по п.2 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве». В данном случае речь идет только об исполнительском сборе. Письмом от 31.07.2017г. № за подписью начальника отдела по работе с обращениями граждан Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области П.Р. также сообщено, что жилым помещением он будет обеспечен в хронологической последовательности, установленной списком после его приобретения за счет финансовых средств федерального и областного и бюджетов и отнесения к специализированному жилищному фонду Иркутской области. Должник обязан исполнить судебное решение, он вправе приобрести жилье не только по действующим программам, но и на вторичном рынке. Однако никаких мер к понуждению должника исполнить судебное решение, судебным приставом-исполнителем не предпринято. Считает указанные выше доводы не основанными на законе. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Решение суда обязательно для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами. Судебный пристав-исполнитель по существу ставит под сомнение законность вынесенного 26.12.2016г. судом решения о предоставлении административному истцу жилого помещения. В мотивировочной части названного решения суда прямо указано, что право детей-сирот на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет и формирования списка, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Однако судебный пристав-исполнитель принимает во внимание доводы должника, который не указывает конкретный срок исполнения решения суда, не принимает мер к приобретению жилья на вторичном рынке и т.д., а отсылает к списку очередности постановки на учет, что является незаконным. Ссылки судебного пристава-исполнителя на то, что им предприняты определенные действия: направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, не свидетельствуют о принятии всех установленных законом мер для принудительного исполнения вступившего в законную силу решения суда. В установленный ФЗ «Об исполнительном производстве» срок исполнительный документ не исполнен. Таким образом, в результате бездействия судебного пристава-исполнителя нарушаются права административного истца на предоставление мне благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям общей площадью 33 кв.м. (+- 5 кв.м.) в пределах муниципального образования <адрес>.

В судебном заседании лица, участвующие в деле отсутствуют, о времени и месте судебного заседания считаются уведомленными в соответствии с п.п. 8-10 ст. 96 КАС РФ, их явка в судебное заседание не является обязательной. Административный истец ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Со стороны судебного пристава –исполнителя и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области представлены письменные возражения, в которых они просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Исследовав материалы административного дела, материалы исполнительного производства №-ИП от 10.03.2017г., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 5).

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Из материалов дела следует, что Заиров В.Е. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что сторонами не оспаривается.

Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 26.12.2016г. по гражданскому делу № по иску Заирова В.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Правительству Иркутской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, требования Заирова В.Е. к Министерству имущественных отношений Иркутской области, Правительству Иркутской области удовлетворены. Суд

РЕШИЛ

обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить Заирову В.Е., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью 33 кв.м. (+,-5 кв.м.) в пределах муниципального образования <адрес>. Решение суда от 26.12.2016г. не было обжаловано сторонами и вступило в законную силу 31.01.2017г.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

10.03.2017г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИС УФССП РФ по Иркутской области Тюриной О.С. на основании заявления взыскателя Заирова В.Е. и исполнительного листа ФС № от 10.02.2017г., возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерства имущественных отношений Иркутской области.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-03 «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 164-03) предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области.

В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом (ст. 5 Закона Иркутской области № 164-03). Таким органом по управлению имуществом является министерство имущественных отношений Иркутской области.

В соответствии с указанным законом, министерство формирует списки на предоставление жилых помещений в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган.

Заиров В.Е. включен в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области и по месту жительства в <адрес>, по сообщению Министерства имущественных отношений Иркутской области его учетный номер по муниципальному образованию <адрес> №.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 443-пп утверждена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2018 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы».

Согласно представленным сведениям Министерства имущественных отношений Иркутской области для реализации указанной Подпрограммы были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов; в 2013 году - 852 198,3 тысяч рублей, в 2014 году - 850 344,5 тысяч рублей, в 2015 году - 784 886,8 тысяч рублей, в 2016 году – 688 161,1 тысяч рублей.

    В г.Братск в период с 2014 г. по 1 октября 2017 г. предоставлено 169 квартир.

В список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в Иркутской области по состоянию на 01.10.2017 включено 13 364 человека. В рамках указанной Подпрограммы планируется обеспечить 3 100 человек.

В ходе исполнения исполнительного документа по исполнительному производству №-ИП от 10.03.2017г. в адрес должника Министерства имущественных отношений Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых производств УФССП России по Иркутской области были направлены требования об исполнении решения суда и вынесены предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Суд учитывает, что бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В материалах исполнительного производства №-ИП от 10.03.2017г. имеются ответы Министерства имущественных отношений Иркутской области, из которых следует, что взыскателям – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения, в том числе и Заирову В.Е., будут предоставлены в установленном законом порядке, т.е. в хронологической последовательности, установленной списком, после их приобретения за счет финансовых средств федерального и областного бюджетов и отнесения к специализированному жилищному фонду Иркутской области.

Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства был выполнен необходимый перечень исполнительных действий направленных на исполнение судебного решения.

Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата не свидетельствует об его бездействии, в связи с чем, суд не находит оснований полагать, что со стороны судебного пристава-исполнителя и Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Иркутской области допускается бездействие по исполнению судебного решения.

При указанных обстоятельствах, совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания незаконным бездействия административных ответчиков по исполнению судебного решения не имеется.

Судом установлено, что административным истцом оспаривается законность бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области, в том числе на день обращения в суд с настоящими требованиями, а не за какой-то конкретный период времени, правовых оснований полагать, что заявителем срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Заирова В.Е. к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области Тюриной О.С., УФССП России по Иркутской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП по Иркутской области О.С., выразившегося в непринятии должных мер по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 10.03.2017г. на основании решения Кировского районного суда г. Иркутска, об обязании Министерства имущественных отношений Иркутской области предоставить Заирову В.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью 33 кв.м. (+- 5 кв.м.) в пределах муниципального образования <адрес>, обязании судебного пристава-исполнителя исполнить решение суда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                      Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 20.10.2017г.                              Н.Н. Исакова