Дело №2а-652/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2017 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Агишевой М.В.,
при секретаре Картузовой М.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Ворониной Н.В.,
представителя заинтересованного лица Фрунзенского РОСП г. Саратова по доверенности Плехановой А.С.,
представителя заинтересованного лица УФССП России по Саратовской области по доверенности Плехановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к судебному приставу-исполнителю Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП по Саратовской области Павловой Ю.Р. о признании бездействия незаконными, обязании принять меры к исполнению судебного решения,
УСТАНОВИЛ:
администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП по Саратовской области Павловой Ю.Р. о признании бездействий незаконными, обязании принять меры к исполнению судебного решения. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 20.02.2016 г. удовлетворены исковые требования администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» к Есиповой Т.А. о взыскании платы за пользование жилым помещением по адресу: <адрес> за период с 01.08.2015 г. по 01.11.2015г. в размере 1010 руб. 07 коп. На основании статей 30, 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для возбуждения исполнительного производства администрацией муниципального образования «Город Саратов» исполнительный документ был направлен во Фрунзенский районный отдел службы судебных приставов г. Саратова. 13.07.2016 года Фрунзенским районным отделом службы судебных приставов г. Саратова возбуждено исполнительное производство №-ИП. Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ). Срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, истек. Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП г. Саратова, в производстве которого находится вышеуказанный исполнительный документ, не были приняты достаточные меры, направленные на исполнение судебного приказа, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве». В связи с вышеизложенным, администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», как взыскатель по вышеуказанному исполнительному документу, полагает, что в данном случае имеет место бездействие судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП г. Саратова, выраженное в непринятии мер, направленных на исполнение судебного приказа мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 20.02.2016 года по делу №2-287/16. Бездействие судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП г. Саратова, выразившееся в непринятии на протяжении длительного времени эффективных и достаточных мер для реального и своевременного исполнения требований исполнительного документа, привело к затягиванию срока исполнения судебного приказа, что нарушило гарантированное взыскателю ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта в разумный срок, и, несмотря на отсутствие каких-либо препятствий по исполнению судебного приказа, судебный акт до настоящего времени не исполнен, что нарушает права взыскателя – администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов».
Считая свои права нарушенными, административный истец просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП г.Саратова Павловой Ю.Р., выразившееся в непринятии мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве и направленных на исполнение судебного приказа мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 20.02.2016г. по делу №2-287/16, в рамках исполнительного производства №13105/16/64045-ИП. Обязать судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП г.Саратова Павлову Ю.Р. принять незамедлительные меры по исполнению судебного приказа мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 20.02.2016г. по делу №2-287/16, в рамках исполнительного производства №13105/16/64045-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Воронина Н.В. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в нем. Просила удовлетворить требования в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель Фрунзенского РОСП г. Саратова Павлова Ю.Р. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причины неявки не известны.
Представитель заинтересованных лиц Фрунзенского РОСП г. Саратова, УФССП России по Саратовской области, действующая на основании доверенностей, Плеханова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении, либо возражений относительно административных исковых требований, от нее не поступало.
Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев подлинное исполнительное производство №-ИП, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено положениями ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года N 229-ФЗ.
Федеральный закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует правоотношения в связи с принудительным исполнением судебных актов в тех случаях, когда должник не исполняет в добровольном порядке в интересах взыскателя обязанности по передаче денежных средств и иного имущества либо совершению в его пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Исполнительное производство осуществляется, в том числе на принципах законности и соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Для реализации указанных задач исполнительного производства судебный пристав-исполнитель наделен законом рядом прав и обязанностей (в том числе и по применению к должнику мер принудительного исполнения по истечении срока для добровольного исполнения), как то: обращать взыскание на имущество должника, в том числе и на денежные средства, налагать на него арест, оценивать, изымать, передавать на реализацию и др.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», п. 17 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному, правильному исполнению исполнительных документов.
При поступлении в службу служебных приставов исполнительного документа, отвечающего требованиям ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок возбуждает исполнительное производство (ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова от 20.02.2016г. с Есиповой Т.А. в пользу администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» взыскана плата за пользование жилым помещением по адресу: <адрес> за период с августа 2015 г. по 01.11.2015г. в размере 1010 руб. 07 коп.
Исполнительный документ был направлен в Фрунзенский РОСП г. Саратова.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 7813.07.2016 года Фрунзенским РОСП г. Саратова возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Есиповой Т.А., предметом которого является задолженность по платежам за жилую площадь в размере 1010,07 руб. В настоящее время исполнительное производство не окончено.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП г. Саратова Павловой Ю.Р. в рамках выше названного исполнительного производства были запрошены сведения об имуществе должника, неоднократно проведены выходы на место совершения исполнительных действий (составлены акты выхода на участок), вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, то есть меры, направленные на своевременное исполнение судебного приказа судебным приставом-исполнителем были осуществлены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что судебный пристав-исполнитель Фрунзенского РОСП г. Саратова Павлова Ю.Р., действуя в соответствии с предписанными ей требованиями статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах», предприняла все возможное для принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа.
Само по себе истечение двухмесячного срока, а также отсутствие положительного результата для взыскателя не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя, обязании принять меры к исполнению судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного искового заявления администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к судебному приставу-исполнителю Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП по Саратовской области Павловой Ю.Р. о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к исполнению судебного решения, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Срок изготовления решения суда в окончательной форме – 28.03.2017 г.
Судья М.В. Агишева