Дело №2а-2150/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2017 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рословой О.В.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к судебному приставу-исполнителю Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП по Саратовской области Искендерову Э.Ш. о признании бездействий незаконными, обязании принять меры к исполнению судебного решения,
УСТАНОВИЛ:
администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП по Саратовской области Искендерову Э.Ш. о признании бездействий незаконными, обязании принять меры к исполнению судебного решения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Фрунзенского района г.Саратова от 16.12.2015 года по делу №2-1534/2016 удовлетворены требования администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» к Трубенковой Н.А. о взыскании платы за пользование жилым помещение по адресу: г. Саратов, ул. Б.Казачья, д. 21, кв. 10, ком.10 за период с 01.09.2015 года по 01.11.2015 года в размере 422 руб. 06 коп. Администрацией Фрунзенского района МО «Город Саратов» получен судебный приказ от 16.12.2015 года. Для возбуждения исполнительного производства администрацией муниципального образования «Город Саратов» указанный выше исполнительный документ был направлен во Фрунзенский районный отдел службы судебных приставов г. Саратова. 11.04.2016 года Фрунзенским районным отделом службы судебных приставов г. Саратова возбуждено исполнительное производство №. Срок для добровольного исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, истек. Должник взысканную по судебному приказу задолженность по оплате за пользование жилым помещением в размере 422 руб. 06 коп. до настоящего времени не погасил, в связи с чем судебный приказ не исполнен. Считая свои права нарушенными, административный истец просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП г.Саратова Искендерова Э.Ш., выразившееся в непринятии мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве и направленного на исполнение судебного приказа мирового судьи судебного участка №2 Фрунзенского района г.Саратова от 16.12.2015 года по делу №2-1534/15, в рамках исполнительного производства №. Обязать судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП г.Саратова Искендерова Э.Ш. принять незамедлительные меры по исполнению судебного приказа от 16.12.2015 года по делу №2-1534/15, в рамках исполнительного производства №.
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Воронина Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Фрунзенского РОСП г.Саратова УФССП России по Саратовской области Искендеров Э.Ш. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что исковые требования не признает, поскольку его действия совершены в соответствии с нормами действующего законодательства, направлены на исполнение требований исполнительного документа и не нарушают права и законные интересы взыскателя, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеются.
Представитель заинтересованных лиц Фрунзенского РОСП г.Саратова УФССП по Саратовской области, УФССП по Саратовской области, Трубенкова Н.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении, либо возражений относительно административных исковых требований, от них не поступало.
Руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, обозрев исполнительное производство, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Право обжалования сторонами исполнительного производства решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя предусмотрено положениями ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года №229-ФЗ.
Федеральный закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует правоотношения в связи с принудительным исполнением судебных актов в тех случаях, когда должник не исполняет в добровольном порядке в интересах взыскателя обязанности по передаче денежных средств и иного имущества либо совершению в его пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Исполнительное производство осуществляется, в том числе на принципах законности и соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 Федерального закона №229-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Для реализации указанных задач исполнительного производства судебный пристав-исполнитель наделен законом рядом прав и обязанностей (в том числе и по применению к должнику мер принудительного исполнения по истечении срока для добровольного исполнения), как то: обращать взыскание на имущество должника, в том числе и на денежные средства, налагать на него арест, оценивать, изымать, передавать на реализацию и др.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах», п. 17 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному, правильному исполнению исполнительных документов.
При поступлении в службу служебных приставов исполнительного документа, отвечающего требованиям ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок возбуждает исполнительное производство (ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.12.2015 года мировым судьей судебного участка №2 Фрунзенского района г. Саратова вынесен судебный приказ, в соответствии с которым удовлетворены требования администрации Фрунзенского района МО «Город Саратов» к Трубенковой Н.А. о взыскании задолженности за пользование жилым помещением по адресу: г.Саратов, ул. Б. Казачья, д.21, кв.10, ком. 10 «б» за период с сентября 2015 года по 01.11.2015 года в сумме 422 руб. 06 коп.
23.01.2016 года судебный приказ вступил в законную силу. Администрацией Фрунзенского района МО «Город Саратов» получен судебный приказ от 16.12.2015 года по делу №2-1534/15.
06.04.2016 года исполнительный документ был предъявлен к исполнению во Фрунзенский РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области.
11.04.2016 года Фрунзенским РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области возбуждено исполнительное производство №7942/16/64045-ИП.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 781) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области в рамках вышеназванного исполнительного производства были предприняты меры, направленные на своевременное исполнение судебного приказа.
В рамках исполнительного производства № направлены запросы в кредитные организации о наличии денежных средств на банковских счетах должника, а также в регистрирующие органы для выявления имущества должника, вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю (руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 46, п.3 ч. 1 ст. 47, ст.ст. 6, 14 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Согласно постановлению об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа от 29.04.2016 года, следует, что судебным приставом-исполнителем установлено, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
Суду представлены доказательства того, что судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП г.Саратова УФССП России по Саратовской области по вышеуказанному исполнительному производству были произведены необходимые исполнительские действия по месту нахождения должника, направлены запросы об имеющихся объектах недвижимости, автотранспортных средствах, банковский счетах и иные мероприятия, направленные для установления имущества должника.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что судебный пристав-исполнитель Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области, действуя в соответствии с предписанными ему требованиями статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах», предпринял меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа.
Само по себе истечение двухмесячного срока, а также отсутствие положительного результата для взыскателя не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судом, судебный пристав-исполнитель Фрунзенского РОСП г.Саратова Искендеров Э.Ш. исполнительное производство № 7942/16/64045–ИП не возбуждал, исполнительное производство было возбуждено судебным приставом-исполнителем Фрунзенского РОСП г.Саратова Павловой Ю.Р., доказательств передачи названного исполнительного производства к судебному приставу Искендерову Э.Ш. от судебного пристава-исполнителя Павловой Ю.Р. материалы дела не содержат, постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю было вынесено также судебным приставом-исполнителем Павловой Ю.Р., в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействий судебного пристава – исполнителя Искендерова Э.Ш. не имеется.
В силу положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя, обязании принять меры к исполнению судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к судебному приставу-исполнителю Фрунзенского РОСП г. Саратова УФССП по Саратовской области Искендерову Э.Ш. о признании бездействий незаконными, обязании принять меры к исполнению судебного решения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения, то есть 20 сентября 2017 года.
Судья О.В. Рослова