дело № 2а-1269/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2017 года город Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Потехиной Н.В.
при секретаре Тетюевой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ткаченко С.В. к Курчатовскому РОСП г.Челябинска, УФССП по Челябинской области, судебному приставу-исполнителю Титову А.Ю. о признании незаконным и отмене постановления о принятии результатов оценки имущества,
УСТАНОВИЛ:
Ткаченко С.В. просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Курчатовского РОСП г.Челябинска РОСП А.Ю. от 16 декабря 2016 года о принятии результатов оценки рыночной стоимости ? доли в праве собственности на квартиру <адрес>, вынесенное в рамках исполнительного производства № от 22 октября 2013 года, полагая, что оценка не соответствует действительной стоимости этого имущества (л.д.5-6).
Административный истец в судебном заседании не участвовал, извещен.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Курчатовского РОСП г. Челябинска РОСП А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что каких-либо нарушений закона и прав истца-должника в ходе исполнительного производства допущено не было.
Представители административных ответчиков - Курчатовского РОСП г.Челябинска, УФССП по Челябинской области - в судебное заседание не явились, извещены.
Заинтересованное лицо – Дородных А.В. в судебном заседании не участвовала, извещена. Представитель Трякшина И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Уральский филиал – в судебное заседание не явился, извещен.
Заслушав административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав все материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-то обязанности.
В силу ч. 1 ст. 64 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со ст. 68 и ст. 64 ФЗ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель праве совершать исполнительные действия, в том числе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; производить розыск имущества должника.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 85 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Согласно п.3 ч. 4 ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав выносит постановление об оценке вещи или имущественного права. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
В силу ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.
Порядок реализации имущества должника на торгах определен Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в соответствии с частью 2 статьи 89 которого, начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества.
Оценочная деятельность на территории Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Требования к проведению оценки предусмотрены Федеральными стандартами оценки, утвержденными Приказами Минэкономразвития России N 255, N 256 и обязательными к применению субъектами оценочной деятельности.
На основании статьи 14 Федерального закона N 135-ФЗ оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В пункте 18 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от N 256 (далее по тексту - Федеральный стандарт оценки N 1), указано, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. При этом согласно пункту 20 вышеуказанного Федерального стандарта оценки оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из предусмотренных подходов оценки.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Методическими рекомендациями по организации работы по оценке арестованного имущества (утв.ФССП России 24.07.2013 года N 01-9) в пункте 1.2 указано, что рекомендации подготовлены с целью организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства (далее Рекомендации).
Оценка имущества должника - одно из исполнительных действий, предшествующих реализации арестованного имущества, которым в значительной степени определяется результативность мер принудительного исполнения (пункт 1.3 Рекомендаций).
Пунктом 3.9 Рекомендаций предусмотрено, что в течение трех дней со дня получения отчета оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права, содержащее информацию о рыночной стоимости имущества, реквизитах отчета об оценке. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или имущественного права, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 22 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем Курчатовского РОСП г.Челябинска вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного документа, выданного по решению Копейского городского суда Челябинской области о взыскании с Ткаченко С.В. в пользу Дородных А.В. задолженности в размере 796579 рублей 60 копеек (л.д.138-142).
В рамках возбужденного исполнительного производства в соответствии с постановлением от 29 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем Копейского ГОСП Челябинской области наложен арест на имущество должника – ? доли в праве собственности на квартиру <адрес> (л.д.146-147, 148).
Для определения рыночной стоимости ? доли указанного жилого помещения привлечен оценщик АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Уральский филиал. По результатам оценки рыночная стоимость ? доли составила 318000 рублей (л.д.150-205).
16 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем Курчатовского РОСП г.Челябинска РОСП А.Ю. вынесено постановление о принятии результатов оценки (л.д.7, 149).
В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «Судебная экспертиза и оценка» рыночная стоимость ? доли в праве собственности на квартиру <адрес> на момент её оценки АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" 28.11.2016 составляла - 583394 рубля. Определенная оценщиком стоимость – 318000 рублей – не соответствует стоимости аналогичного имущества (л.д.57-113).
Указанная в отчете эксперта стоимость не вызывает у суда сомнения, поскольку эксперт предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, заключение эксперта научно обосновано, вынесено с учетом реальных цен, существующих на рынке недвижимости.
Из отчета АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" следует, что рыночная стоимость всей квартиры <адрес> на дату оценки составляет – 1818000 рублей (л.д.176), при этом стоимость ? доли в праве установлена в 318000 рублей, то есть с максимальной скидкой более 50%, что вызывает сомнения в достоверности такой цены.
Результаты оценки АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" не отражают реальную ситуацию рынка недвижимого имущества на момент оценки.
С учетом изложенного, имеются основания для признания постановления судебного пристава-исполнителя Курчатовского РОСП г.Челябинска от 16 декабря 2016 года о принятии результатов оценки недействительным и его отмены.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с УФССП по Челябинской области в пользу ООО «Судебная экспертиза и оценка» следует взыскать расходы на проведение экспертизы в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать недействительным и отменить постановление о принятии результатов оценки от 16 декабря 2016 года, вынесенное судебным приставом-исполнителем Курчатовского РОСП г.Челябинска в рамках исполнительного производства №.
Возложить на судебного пристава-исполнителя Курчатовского РОСП г.Челябинска обязанность по установлению рыночной стоимости ? доли в праве собственности на квартиру <адрес> в сумме 583394 рубля.
Взыскать с УФССП по Челябинской области в пользу ООО «Судебная экспертиза и оценка» в счет оплаты экспертизы - 6000 рублей.
Возобновить исполнительное производство №, приостановленное определением Курчатовского районного суда г.Челябинска от 21 марта 2017 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда, в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Председательствующий: