Дело № 2а-2790/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2017 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Тураевой Т.Е.,
при секретаре Акимовой О.А.,
с участием представителя административного истца Причалова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой в ходе проверки выявлен сайт, расположенный по адресу <данные изъяты>, на страницах которого размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация об услугах по изготовлению и продаже фальшивых документов (свидетельств о заключении брака и др.) и иная запрещенная информация, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренным ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федеральный закон № 149-ФЗ).
Доступ на интернет-сайт свободный, предварительной регистрации, введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой пользователь информационнотелекоммуникационной сети «Интернет». На указанном интернет-сайте также предоставляется услуга по изготовлению и продаже свидетельства о заключении брака в нарушение установленного законом порядка.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Проверкой установлено, что согласно данным интернет-портала <данные изъяты> адресом регистрации правообладателя является <данные изъяты>. Иных сведений о правообладетеле вышеуказанный сайт не содержит. Установить собственника почтового адреса <данные изъяты> в ходе проверки не представилось возможным.
Обращаясь с указанным заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
В судебном заседании представитель административного истца на иске настаивал.
Представитель административного ответчика не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Полагая Управление Роскомнадзора ненадлежащим ответчиком.
Заслушав представителя истца, иследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно рапорту помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска В.А.Нагорного от 07.06.2017, осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен интернет-ресурс по адресу: <данные изъяты>, предоставляющий услуги по изготовлению и продаже поддельных официальных документов.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07. 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 15.1 Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее-реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ст. 2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространении информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Установлено, что доступ на интернет-сайт *** свободный, предварительной регистрации, введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение отсутствует.
Распространение информации вышеуказанного содержания противоречит целям и задачам действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, подрывает межнациональные отношения. Согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России от 31.12.2015 № 683, неконтролируемая миграция относится к главным стратегическим угрозам национальной безопасности. Распространение указанной информации также ведет к усугублению миграционной ситуации в целом, подрывает контролирующие функции органов государственной власти в сфере миграционной политики и регулирования межнациональных отношений, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации провозглашены одним из фундаментальных начал российской государственности.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов: сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации; документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года; документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 115-ФЗ сертификат выдается образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен. Сведения о сертификатах вносятся выдавшими их образовательными организациями в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
В соответствии с п. 4 и п. 6 Приказа Минобрнауки России от 25.04.2014 № 412 «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и технических требований к нему» сертификат выдается тестирующей организацией иностранным гражданам, успешно прошедшим тестирование. Сертификат выдается иностранному гражданину лично при предъявлении им документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, либо иному лицу на основании документа, удостоверяющего его личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
В соответствии с п. 7 и п. 12 Приказа Минобрнауки России № 412 для регистрации выданных сертификатов в тестирующей организации ведется Книга регистрации и выдачи сертификатов на бумажном носителе и (или) в электронном виде, форма и порядок ведения которой определяется тестирующей организацией самостоятельно. Сертификат подписывается руководителем тестирующей организации или исполняющим его обязанности или должностным лицом, уполномоченным руководителем тестирующей организации подписывать сертификат на основании соответствующей доверенности. Сертификат заверяется печатью тестирующей организации.
Согласно п. 2 Приложения № 3 Приказа Минобрнауки России № 412 Бланк титула является защищенной полиграфической продукцией уровня «А» и изготавливается по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2003 № 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817».
Кроме того, на интернет-сайте <данные изъяты> имеется информация о предоставлении услуги по изготовлению и продаже свидетельства о рождении, о заключении брака, о смерти и т.п. в нарушение установленного законом порядка.
Так, в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания если указанные граждане и лица: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
Согласно пунктам 1, 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» бланки заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, изготавливаются субъектами Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, выделяемых для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются по единому образцу, утвержденному Министерством юстиции Российской Федерации, на государственном языке Российской Федерации русском языке, а в случае установления республикой - субъектом Российской Федерации своего государственного языка (языков) бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния могут изготавливаться на русском языке и на государственном языке (языках) республики.
Согласно п. 3 Порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.06.2016 № 155, бланки записей актов заполняются в соответствии с представленными заявителем (заявителями) документами, являющимися основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность заявителя (заявителей), а также иными документами, предусмотренными Федеральным законом № 143-ФЗ.
С учетом ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ за нарушение требований федерального законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации предусматривается административная и уголовная ответственность.
Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В нарушение указанных требований федерального законодательства, указанный сайт распространяет информацию, находящуюся в открытом доступе для неопределенного круга лиц, направленную на получение официального документа, минуя установленный законом порядок его получения.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (ст.327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационнотелекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа, использование заведомо подложного документа является распространением запрещенной информации.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.
Выявленные нарушения ущемляют права Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, несовершеннолетних лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В связи с изложенным суд полагает возможным заявление прокурора Ленинского района г. Ульяновска о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет запрещенной к распространению, удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 175-177,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области для включения указателей страниц сайта <данные изъяты> в сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Т.Е.Тураева