Дело № 2а-1294/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г.Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Чернянской Е.И.,
при участии прокурора Рубан А.В.,
при секретаре Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавалеровского района о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кавалеровского района обратился в суд с названным административным иском, указав, что во исполнение задания прокуратуры Приморского края № 69-8-2017 от <дата> об осуществлении проверочных мероприятий, направленных на выявление о пресечение незаконного производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе осуществлении мониторинга размещаемых в сети «Интернет» предложений о приобретении алкогольной продукции, прокуратурой Кавалеровского района <дата> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе при реализации алкогольной продукции через сеть «Интернет». В ходе проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <адрес> размещена информация о розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, где содержатся сведения о возможности о приобретении, способах оплаты и доставки продукции. Ассортимент предлагаемой продукции представлен на сайте (коньяк, виски, вино, водка). Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет – пользователь. Информация, размещенная на указанном сайте прямо нарушает требования п.5 «Правил продажи товаров дистанционным способом», утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № 612, а также п.8 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе», поэтому доступ к этой информации должен быть ограничен. Кроме того, продажа алкогольной продукции через сеть «Интернет» затрудняет контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, в части соблюдения запрета продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, и в ночное время.
Прокурор просит признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Прокурор Рубан А.В. требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель У.Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не поступало, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя У.Ф..
Исследовав материалы административного дела, доводы сторон, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что сотрудником прокуратуры проведена проверка и установлено, что по состоянию на <дата> в сети «Интернет» осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: <адрес>, на котором размещена информация о розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (л.д.7-8).
В силу ч. 1, 6 ст. 10 Ф. закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1, ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Ф. закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных Ф. законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Ф. законами.
Частью 5 статьи 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено основание включения сведений в единый реестр вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 1101 указано, что Ф. служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения в отношении: - материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";
- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";
- информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Таким образом, среди оснований для принятия самостоятельного решения административным ответчиком по делу - Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не указано распространение информации о продаже алкогольной продукции.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Для административного ответчика таковым основанием в отношении информации о распространении алкогольной продукции может явиться лишь решение о запрете к распространению на территории Российской Федерации принятое уполномоченными органами или судом.
Согласно п.4 ст. 13 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" порядок регулирования импорта алкогольной продукции и контроль за качеством ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 23.2 указанного закона лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Ф. законом.
Указом Президента РФ от <дата> N 1883 "Об образовании Ф. службы по регулированию алкогольного рынка" образована Ф. служба по регулированию алкогольного рынка, на которую возложены функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 154 утверждено Положение о Ф. службе по регулированию алкогольного рынка.
Согласно Разделу 2 части 5 указанного Положения, Ф. служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет следующие полномочия:
- ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 5.3.6);
- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности, а также проверку деятельности индивидуальных предпринимателей в части розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива (п. 5.6);
- осуществляет рассмотрение дел и составление протоколов об административных правонарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 5.7).
Таким образом, суд находит, что У. Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю не уполномочено по принятию решения в отношении информации о распространении алкогольной продукции дистанционным способом.
В иске прокурор указывает, что при помощи указанного сайта осуществляется свободная реализация алкогольной продукции дистанционным способом.
При этом, иск заявлен не в связи с распространением информации, а в связи с возможностью осуществления незаконной торговли.
Законодательством не предусмотрен запрет на продажу алкогольной продукции, однако предусмотрены определенные ограничения для ее продажи. Поэтому запрещенной является не информация о продаже алкоголя, а сам способ продажи алкогольной продукции дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ее рекламы, поскольку требования о размещении рекламы алкогольной продукции содержаться в ст. 21 Ф. закона от <дата> N 38-ФЗ "О рекламе".
Полномочиями по контролю оборота алкогольной продукции осуществляет иной орган – У. Ф. службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что У. Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю по данной категории дел является не надлежащим административным ответчиком, поскольку не имеет полномочий по контролю за оборотом алкогольной продукции, не получало соответствующего решения уполномоченного органа о запрете к распространению на территории Российской Федерации указанной информации.
В связи с указанным, суд находит, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Кавалеровского района о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца.
Судья Е.И. Чернянская