Дело **а-3545/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2017 года ***
Железнодорожный районный суд *** в составе:
председательствующего судьи Лыковой Т.В.,
при секретаре Бесединой Д.М.,
с участием:
представителя административного истца Пасевич И.В., действующей на основании доверенности от 12.122.2016,
представителя административного ответчика Бауэр Н.В., действующего на основании доверенности от ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** (Роспотребнадзор) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, содержащую предложение неопределенному кругу потребителей приобретать дистанционным способом табачную продукцию, размещенную в сети «Интернет» на сайте: * информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявления указано, что на территории *** в нарушение ст. ст. 8, 21, Федерального закона от **** **-Ф3 «О рекламе» и п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах интернет - магазина * размещена реклама табачной продукции и предложение её к продаже в ***.. Это предложение товара - табачной продукции в ее рекламе обращено к неопределенному кругу лиц и согласно ст.ст. 494, 437 ГК РФ оно является публичной офертой. При этом входы на вышеуказанные анонимные (обезличенные) сайты свободные, не требуют предварительной регистрации и паролей, ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанную в них алкогольную продукцию может любой интернет-пользователь без ограничения по времени суток. То есть указанные сайты содержат информацию о предложениях табачной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста. Такое предложение приобретать табачную продукцию является противоправными действиями и представляет собой угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга потребителей, в том числе неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца Пасевич И.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу Бауэр Н.В. в судебном заседании поддержал изложенное в письменном отзывы, полагая, что указанная информация может быть признана запрещенной к распространению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от **** N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от ****) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от **** N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Целью обращения с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от **** №149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Спор о праве по заявленному требованию отсутствует. Следовательно, способ защиты избран верно.
Признание информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
Согласно ст. 2 ФЗ от **** N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 26.1 Закона ** при дистанционном способе продажи товаров продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от **** **, не допускается продажа дистанционным способом табачной продукции.
Согласно ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Согласно ст. 8 ФЗ «О рекламе» при дистанционном способе продажи товаров в их рекламе должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Таким образом, реклама табачной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 4 ст. 7 Закона ** не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя.
Проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** проверкой установлено, что на территории *** в нарушение Федерального закона от **** № 38-ФЗ ст. ст. 21, 8 «О рекламе» и п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах интернет - магазина * размещена реклама табачной продукции и предложение её к продаже в ***. При этом вход на вышеуказанные анонимный (обезличенный) сайт свободный, не требует предварительной регистрации и паролей, ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанную табачную продукцию может любой интернет-пользователь без ограничения по времени суток. То есть указанные сайты содержит информацию о предложениях табачной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их возраста.
Такое предложение приобретать табачную продукцию является противоправными действиями и представляет собой угрозу для здоровья и жизни неопределенного круга потребителей, в том числе несовершеннолетних лиц.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от **** № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, информация, распространяемая в сети «Интернет» на сайте: *, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 ФЗ N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Пунктом 2 ч. 5 этой же нормы предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, решение является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет»: * в Единый реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Требования удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» по электронному адресу * информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» * в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т. В. Лыкова
Решение в окончательной форме принято ****.