Дело № 2а-2269/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2017 года г.Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
судьи Чернянской Е.И.,
при участии прокурора Михайловой Ю.М.,
при секретаре Андреевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г.Владивостока о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г.Владивостока обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что прокуратурой Первомайского района г. Владивостока по поручению прокуратуры г. Владивостока проведена проверка соблюдения требований законодательства об информации, информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет», в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Internet» осуществляется беспрепятственный доступ к электронным адресам: <данные изъяты>
Прокурор просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на страницах сайтов URL с адресом: http<данные изъяты>0;
В судебном заседании прокурор Михайлова Ю.М. требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель У.Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил письменные возражения (л.д. 24-28, 43-46), согласно которого не возражала против удовлетворения иска. Указал, что У. Роскомнадзора не является административным ответчиком по делу, поскольку ими не являются владельцы указанных сайтов. У. полагает возможным признание указанной в заявлении информации запрещенной к распространению на территории России.
В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя У.Ф..
Исследовав материалы административного дела, выслушав мнение прокурора, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
По поручению Прокуратуры г.Владивостока <дата> сотрудником прокуратуры Первомайского района г.Владивостока проведена проверка на предмет исполнения законодательства о защите информации и об информационных технологиях, в ходе которой установлено, что в сети «Интернет» на странице сайтов URL с адресами: <данные изъяты>
В силу ч. 1, 6 ст. 10 Ф. закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Ф. законами.
Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрены следующие основания для принятия уполномоченными органами решения о включения сведений в единый реестр:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено Ф. законами;
д) информации, нарушающей требования Ф. закона от <дата> N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" и Ф. закона от <дата> N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1101 уполномоченными Правительством РФ Ф. органами исполнительной власти, принимающими указанные решения являются:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации,
- Ф. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, - Ф. налоговая служба,
- Ф. служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При этом, к компетенции административного ответчика - Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Правилами, утвержденными указанным постановлением Правительства РФ от <дата> N 1101, относится принятие решений в отношении:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети "Интернет";
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ее размещения в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети "Интернет";
в) информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Возможность включения в реестр сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, на основании вступившего в законную силу решения суда предусмотрена подпунктом 2 пункта 5 ст. 15.1 указанного Закона.
Требования, заявленные по указанным обстоятельствам, не относятся к числу таких оснований.
Иск прокурора основан на вышеуказанных положениях, предусматривающих возможность вынесения судом решения, являющегося основанием для вынесения соответствующего решения Роскомнадзором.
Таким образом, среди оснований для принятия самостоятельного решения административным ответчиком по делу - Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не указано распространение информация порнографического характера.
Для административного ответчика таковым основанием в отношении информации порнографического характера может явиться лишь решение о запрете к распространению на территории Российской Федерации принятое уполномоченными органами или судом.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В административном иске имеет место суждение прокурора о том, что распространение в сети «Интернет» подобной информации нарушает право несовершеннолетних на информационную безопасность, а именно состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В то же время суд не наделен специальными познаниями в области филологии, лингвистики, психологии, для того, чтобы квалифицировать информацию, размещенную на вышеуказанных интернет-сайтов.
Прокурором не представлено соответствующее заключение уполномоченного специалиста для квалификации опубликованной на вышеуказанном сайте информации, позволяющее установить соответствующие характеристики опубликованной информации.
Прокурору неоднократно было указано на необходимость предоставления в суд сведений о владельцах интернет-сайтов, что не было исполнено. При этом, у прокурора имеются все правомочия по запросу различных организаций, то есть прокурор не нуждается в содействии суда в представлении и истребовании доказательств.
В то же время, рассмотрение иска без привлечения владельца интернет-сайтов в качестве административных ответчиков является существенным процессуальным нарушением.
Доказательств возбуждения дел по признакам преступления либо правонарушения в соответствии с нормами УК РФ и КоАП РФ, либо иных сведений о мерах прокурорского реагирования на выявленные им в результате проверок факты совершения административных правонарушений, совершенных на основании информации с данных сайтов также не имеется.
Также суд учитывает, что в материалы дела не представлены сведения о том, что вопрос о признании информации, содержащейся на вышеуказанных сайтах, запрещенной, не являлся предметом судебного разбирательства, и что данная информация еще не признавалась информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с указанным, рассмотрение административного дела судом дважды откладывалось, однако прокурором так и не было представлено каких-либо доказательств.
Кроме того, суд также считает необходимым указать следующее.
Из представленных прокурором скриншотов вышеуказанных сайтов (л.д. 8-20) не следует, что на данных сайтах размещены какие-либо материалы порнографического характера (изображения или видео) с участием несовершеннолетних.
В Российской Федерации предусмотрена ответственность за «вовлечение в занятие проституцией» (ст. 240 УК РФ), «организация занятия проституцией» (ст. 241 УК РФ), «получение сексуальных услуг несовершеннолетних» (ст. 240.1 УК РФ), «занятие проституцией» (ст. 61.11 КоАП РФ), «получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией» (ст. 6.12 КоАП РФ).
Для непосредственной работы по предупреждению и пресечению проституции в России созданы специальные подразделения полиции в составе органов внутренних дел, в частности У. уголовного розыска, У. по борьбе с преступностью в сфере экономики, следственное У., участковые инспектора полиции.
В иске прокурор указывает, что при помощи указанных сайтов распространяется информация порнографического характера, которую несовершеннолетние могут свободно использовать.
Таким образом, полномочиями по предупреждению и пресечению проституции, осуществляет иной орган – У. МВД России и его подразделения.
Вышеуказанные ведомства в силу своей компетенции, а также прокурор вправе обратиться в установленном порядке в У. Ф. службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю для признания вышеуказанной информации запрещенной. Поскольку такого обращения не имелось, у суда нет оснований для вывода о допущении нарушения административным ответчиком, а также о том, что иным способом невозможно установление данного обстоятельства.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Первомайского района г.Владивостока о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2017 года.
Судья Е.И. Чернянская