Дело № 2а-1591/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2017 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Климонтовой Е.В.,
с участием прокурора Дуниной Е.В.,
при секретаре Трофимовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, акционерному обществу «Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER) о признании информации, содержащейся в информационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Заволжского района город Ульяновска обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области (далее – Управление Роскомнадзора по Ульяновской области) в котором просил признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте *** на странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере противодействия распространению в информационного-коммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для окружающего животного мира. На WEB-сайте *** с адресом <данные изъяты> в свободном доступе размещена информация о продаже следующего вида объекта животного мира, занесенного в Красную книгу Российской Федерации в соответствии с приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 19.12.1997 № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации: Филин (позиция 335). Указанный сайт создан для целей продажи, в том числе и животных. Посещение WEB-сайта свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. При этом, какая-либо информация, указывающая на законность продажи данного животного (наличие документов о выращивании данного животного в питомнике, наличии соответствующей разрешительной документации на оборот особо ценных видов животных) на WEB-сайте отсутствует.
Предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к совершению действий по приобретению особо ценных диких животных, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространителем запрещенной информации. Выявленные нарушения нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Определением суда от 21.04.2017 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, акционерному обществу «Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER) (далее – АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)).
В судебном заседании старший помощник прокурора Заволжского района города Ульяновска Дунина Е.В. требования полностью поддержала, обосновав их доводами, изложенными в административном иске. Просила признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте *** на странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, для включения указателей страниц сайтов в сети Интернет по URL-адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязав ограничить свободный доступ к Web-странице по URL-адресу: <данные изъяты>
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Представил отзыв на иск, где указывает, что процессуальный статус Роскомнадзора, как органа, уполномоченного на ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», по делам о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в полной мере соответствует определению заинтересованного лица, содержащемуся в части 1 статьи 47 КАС РФ. Роскомнадзор и его территориальные органы не являются распространителями информации, признаваемой запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке, не осуществляют ее распространение, обработку, хранение, не предоставляют вычислительные мощности владельцам ресурсов, не уполномочены осуществлять контроль в соответствующей сфере. Надлежащим ответчиком по данной категории дел должны являться лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта в сети Интернет, на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить – хостинг-провайдер.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом. Представил отзыв на иск, аналогичный по содержанию.
Представитель административного ответчика АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER) в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Дуниной Е.В., полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.
Выслушав старшего помощника прокурора Заволжского района города Ульяновска Дунину Е.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Обращаясь с настоящим административным иском о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, поскольку бездействие должностных лиц Управления Роскомнадзора России по Ульяновской области создает предпосылки для обеспечения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, в связи с чем, указанные обстоятельства в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокуратурой Заволжского района города Ульяновска проведена проверка соблюдения действующего законодательства в сфере противодействия распространению в информационного-коммуникационной сети Интернет информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для окружающего животного мира, в ходе которой на WEB-сайте *** с адресом <данные изъяты> в свободном доступе размещена информация о продаже объекта животного мира, занесенного в Красную книгу Российской Федерации в соответствии с приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 19.12.1997 № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации: Филин (позиция 335).
Посещение WEB-сайта свободно, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. При этом, какая-либо информация, указывающая на законность продажи данного животного (наличие документов о выращивании данного животного в питомнике, наличии соответствующей разрешительной документации на оборот особо ценных видов животных) на WEB-сайте отсутствует.
Согласно абзацу 1 ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
В абзаце 3 ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» закреплено, что оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» установлено, что содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях.
Согласно абзацу 2 ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований федерального законодательства с использованием WEB-сайта *** на странице <данные изъяты> распространяется информация неопределенному кругу лиц о продаже объекта животного мира, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, - филина (позиция 335), без соответствующего разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемой специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, побуждающей к совершению действий по приобретению особо ценных диких животных, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространителем запрещенной информации.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что способом зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, названная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, должен быть закрыт.
Выявленные нарушения нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр), в который включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «Оединой автоматизированной информационной системе «Единый реестрдоменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов,позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создание, формирование и ведение реестра осуществляются формирование и применительно к Ульяновской области – Управление Роскомнадзора России по Ульяновской области.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь 62, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, акционерному обществу «Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER) о признании информации, содержащейся в информационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте *** на странице <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить настоящее решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, для включения указателей страниц сайтов в сети Интернет по URL-адресу: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязав ограничить свободный доступ к Web-странице по URL-адресу<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Климонтова