Дело № 2а-936/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2017 года г.Владивосток,
Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,
при секретаре Иноземцевой А.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Приморского края в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по ПК) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморского края в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по ПК о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории РФ, указав, что Прокуратурой Приморского края проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Internet», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: <адрес>, на котором размещена информация о возможности приобретения бланков паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, удостоверений на право управления транспортным средством, бланков полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации. На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по продаже вышеуказанных бланков документов в обход действующего законодательства. Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести бланки вышеуказанных документов, в т.ч. паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, удостоверений на право управления транспортным средством, бланков полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств «высочайшего качества», а также возможность приобрести бланки данных документов «с заполнением под ваши данные, под данные донора или изготовление точных копий по образцу». Факт размещения указанной информации установлен работником прокуратуры края <дата> в помещении прокуратуры Приморского края по адресу: ул<адрес> при использовании рабочего компьютера. Размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований действующего законодательства РФ приобрести документы, подтверждающие допуск транспортных средств к осуществлению дорожного движения на территории РФ, право граждан на управление транспортным средством, а также обязанность по выполнению обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. При таких обстоятельствах, сведения, размещенные на интернет-сайте: <адрес>, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений. Кроме того, размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы. Просит суд признать незаконным бездействие Управления Роскомнадзора по ПК, выразившееся в не ограничении распространения информации, размещенной на сайте по сетевому адресу: <адрес>, признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: <адрес>, информацией, распространение которой в РФ запрещено как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Неплюева Е.Н. на удовлетворении административного иска настаивает в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснила, что на сайте <адрес> размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по продаже бланков паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, удостоверений на право управления транспортным средством, бланков полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, в нарушение действующего законодательства. На сегодняшний день сайт не закрыт, на нем также размещена вышеуказанная информация. Просит суд административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по ПК в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв. Просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указывает, что Управления Роскомнадзора по ПК не может быть административным ответчиком по данному делу, так как не является владельцем сайта <адрес>. Надлежащим ответчиком по данной категории дела будет являться владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер. Управления Роскомнадзора по ПК не наделено полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сети Интернет в целях поиска и выявления противоправной информации. Принимать решения для включения в Единый реестр, Роскомнадзор может только на основании поступивших обращений на сайт <адрес>. Процессуальный статус Роскомнадзора, как органа уполномоченного на ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в полной мере соответствует определению заинтересованного лица.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика Управления Роскомнадзора по ПК, в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав прокурора отдела по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Неплюеву Е.Н., исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от <дата>. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона, в реестр включаются адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации (ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. <номер> «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> г. в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Из материалов дела следует, что <дата> сотрудниками прокуратуры ПК была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой ПК установлено, что при использовании доступа к сети «Internet», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: <адрес>, на котором размещена информация о возможности приобретения бланков паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, удостоверений на право управления транспортным средством, бланков полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств в нарушение действующего законодательства Российской Федерации. На сайте размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по продаже вышеуказанных бланков документов в обход действующего законодательства (л.д.8-29).
Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести бланки вышеуказанных документов, в т.ч. паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, удостоверений на право управления транспортным средством, бланков полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств «высочайшего качества», а также возможность приобрести бланки данных документов «с заполнением под ваши данные, под данные донора или изготовление точных копий по образцу».
Сведения, размещенные на интернет-сайте: <адрес> побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений. Размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в ст. 4 Закона РФ от <дата> № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от <дата> № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» приобрести документы, подтверждающие допуск транспортных средств к осуществлению дорожного движения на территории Российской Федерации, право граждан на управление транспортным средством, а также обязанность по выполнению обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 УК РФ, подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
На основании ст. 19.23 КРФоАП, подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документов, подтверждающих допуск транспортных средств к осуществлению дорожного движения на территории РФ, водительских удостоверений на управление транспортным средством.
На основании изложенного, размещенные на интернет-сайте <адрес>, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных документов, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Доводы представителя административного ответчика Управления Роскомнадзора по ПК о том, что Управление Роскомнадзора по ПК является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку не является владельцем указанного сайта, суд считает необоснованными, в силу следующего.
Дела о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией (кроме экстремистских материалов) отнесены к главе 22 КАС РФ (оспаривание действий и решений государственных органов и должностных лиц). Следовательно, указанные дела подлежат рассмотрению в публичном административном исковом производстве. Административными ответчиками по таким делам следует привлекать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в лице Управления по Приморскому краю, а также лицо, распространяющее информацию (владельца сайта), если такое лицо может быть идентифицировано (обзор судебной практики по гражданским делам Приморского краевого суда за первое полугодие 2016 года).
Установить конкретных лиц, осуществляющих свободное распространение информации, связанной с возможностью приобретения и использования документов, подтверждающих допуск транспортных средств к осуществлению дорожного движения на территории РФ, водительских удостоверений на управление транспортным средством на странице сайта URL с адресом: <адрес>, не представляется возможным.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем рассмотрения дела с привлечением в качестве административного ответчика Управления Роскомнадзора по ПК, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещений к распространению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора ПК о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <адрес>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований действующего законодательства РФ приобрести документы, подтверждающие допуск транспортных средств к осуществлению дорожного движения на территории РФ, право граждан на управление транспортным средством, а также обязанность по выполнению обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений. Кроме того, размещенная на указанном сайте информация формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы.
Однако, требование прокурора ПК о признании незаконным бездействия Управления Роскомнадзора по ПК, выразившееся в не ограничении распространения информации, размещенной на сайте по сетевому адресу: <адрес> удовлетворению не подлежит, поскольку Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю, в соответствии с действующим законодательством РФ, не наделено полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сети Интернет в целях поиска и выявления противоправной информации.
Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <адрес>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 31.03.2017.
Судья Т.А. Борщенко