№ 2а-3494/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РО о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в его обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения действующего законодательства при размещении информации в сети Интернет.
В ходе проведенного мониторинга интернет-сайтов установлено, что на страницах Интернет-сайтов: <данные изъяты> размещены эротические фотоизображения проституток, т.е. информация порнографического характера, что, по мнению административного истца, следует расценивать как публичную демонстрацию порнографических материалов, поскольку она не имеет научного, медицинского или учебного предназначения, а осуществляется для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей.
Посещение данных сайтов, размещенного на нем форума и страниц, для всех без исключения граждан, сайт не содержит действенных ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.
Законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, свободное распространение информации на указанных Интернет-сайтах, способной вызвать у детей желание заниматься проституцией, подлежит ограничению.
Признание указанных материалов запрещенными к распространению, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные законодательством об образовании и уже в силу этого представляют реальную угрозу интересам Российской Федерации.
На сайтах <данные изъяты> размещена информация, побуждающая в том числе и лиц не достигших совершеннолетнего возраста совершить противоправные действия, в связи с чем административный истец просит суд признать указанную информацию запрещенной к распространению на территории РФ.
Представитель административного истца в суд не явился, извещен надлежаще, имеется ходатайство о рассмотрении дела в упрощенном порядке.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии с определением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону дело рассматривается по правилам упрощенного (письменного) производства согласно ч. 7 ст. 150, 291, 292, ч. 4 ст. 289 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года N 1101.
Так, согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Судом установлено, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства об ограничении доступа к информации, пропагандирующей взяточничество и способы уклонения от уголовной ответственности.
В ходе проверки выявлена интернет- страница по адресу: <данные изъяты> (далее - интернет-сайт), где размещена информация, содержащая порнографические материалы, информацию о занятии проституцией.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В статье 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства- участники, каковым является Российская Федерация, поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
В соответствии с требованием п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе информация, способная вызвать желание заниматься проституцией.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Далее закон об информации), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта «б» указанной статьи, запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании п. 5 ст. 15, ст. 9 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нарушение установленных требований среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, а равно неприменения лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей в том числе сети «Интернет» информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет ответственность по ст. 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних является преступлением, ответственность за которое установлена в ст. 242 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей согласно части 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации не может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Под информационно-телекоммуникационной сетью, согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» отвечает этим признакам.
Законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, свободное распространение информации на указанных Интернет-сайтах, способной вызвать у детей желание заниматься проституцией, подлежит ограничению.
Признание указанных материалов запрещенными к распространению, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные законодательством об образовании и уже в силу этого представляют реальную угрозу интересам Российской Федерации.
На сайтах <данные изъяты> размещена информация, побуждающая в том числе и лиц не достигших совершеннолетнего возраста совершить противоправные действия.
Согласно п. 2 ст. 34 Устава Международного союза электросвязи, принятого в г. Женеве 22.12.1992 следует, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
Распространение через страницы сайта сети «Интернет» информации о том, как приобрести и использовать поддельные документы предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанная информация пропагандирует совершение преступлений с использованием поддельных документов, что является уголовно-наказуемым деянием.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправные действия, юридически значимым является сам факт распространения на Интернет-ресурсе такой информации. Установление данного факта является достаточным основанием для признания такой информации, распространенной в сети Интернет запрещенной.
Оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя. В результате нахождения информации в открытом доступе в сети Интернет, побуждающей граждан и должностных лиц приобретать поддельные документы, фактически потворствует совершению правонарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РО о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,– удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на странице <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение пятнадцати дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2017 г.
Судья