Дело № 2а-5524/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2017 года
Приволжский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Московского района г. Казани обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной по сетевым адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Московского района г. Казани проведена проверка исполнения требований законодательства о распространении информации, оказывающей негативное влияние на духовное, психическое, нравственное и физическое воспитание несовершеннолетних. В ходе данной проверки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием сайта *** выявлены вышеуказанные интернет-страницы, на которых содержится информация, положительно характеризующая и формирующая позитивное отношение несовершеннолетних к молодежной субкультуре «руфинг». Руферы – это современная городская субкультура, приверженцы которой посещают крыши различных зданий и сооружений. «Руферство» заключается в проникновении и исследовании различных труднодоступных высотных объектов. Вход на сайты свободный, не требует регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием размещенной на них информации и скопировать ее в электронном виде может любой пользователь, в том числе несовершеннолетний.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурора Московского района г. Казани заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по РТ, привлеченного к участию в деле судом, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 8, 9-10).
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству…
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Частью 1 ст. 6.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию.
Материалами дела установлено, что помощником прокурора Московского района г. Казани ФИО2 в помещении прокуратуры Московского района г. Казани по адресу: г. Казань, ул. Воровского, д. 23, с использованием компьютера с серийным номером ВО67572401, подключенного к сети Интернет, проведена проверка исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи, требований законодательства об образовании, при размещении в сети «Интернет» информационных материалов.
Согласно акту проверки исполнения федерального законодательства от 14 августа 2017 года, на интернет-сайтах, размещенных по электронным адресам: <данные изъяты>, опубликована информация, положительно характеризующая и формирующая позитивное отношение несовершеннолетних и молодежи к молодежной субкультуре под названием «руфинг».
Вход на данные сайты свободный, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.
Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами интернет-страниц.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по вышеуказанным адресам информации, положительно характеризующей и формирующей позитивное отношение несовершеннолетних и молодежи к молодежной субкультуре под названием «руфинг», нарушает права несовершеннолетних потребителей информационных услуг.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах по вышеуказанным сетевым адресам, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах по сетевым адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения сайтов с адресами: <данные изъяты> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.