Дело № 2а-5273/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2017 года
Приволжский районный суд г. Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,
при секретаре Яруллиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Казани в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Казани обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах с адресами: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Советского района г. Казани на основании обращения гражданина о блокировке интернет-сайтов, на которых размещена информация о продаже алкогольной продукции, проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого выявлены вышеуказанные сайты. На данных сайтах размещена информация о продаже алкогольной, иной спиртосодержащей, фальсифицированной продукции с использованием имитации зарегистрированных товарных знаков, указаны стоимость, способы получения и доставки продукции. Не исключена возможность продажи алкогольной продукции в ночное время суток в отсутствие соответствующих документов, подтверждающих качество и безопасность данной продукции, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан. Доступ на указанные сайты свободный, не требует регистрации и введения пароля. Ознакомиться с содержанием размещенной информации, скопировать ее в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурора Советского района г. Казани заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по РТ, привлеченного к участию в деле судом, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 30, 31-35).
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Статьей 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Республики Татарстан «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Татарстан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Татарстан» на территории Республики Татарстан не допускается розничная продажа алкогольной продукции (включая пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху): с 22 часов до 10 часов, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на предприятиях общественного питания, отнесенных к типам "ресторан", "кафе", "бар" в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации, а также розничной продажи алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В соответствии с п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 3 статьи 6.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, частью 3 статьи 13.15 и частью 2 статьи 13.21 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния; размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет"), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Частями 2 и 2.1 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом; розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Материалами дела установлено, что 07 августа 2017 года помощником прокурора Советского района г. Казани ФИО5 на основании поступившего в прокуратуру обращения ФИО3 о блокировке интернет-сайтов, на которых размещена информация о продаже алкогольной продукции, проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем подписан акт осмотра.
Согласно данному акту, проверка интернет-ресурсов, допускающих размещение материалов о продаже алкогольной, спиртосодержащей, фальсифицированной продукции, проведена в помещении прокуратуры Советского района г. Казани по адресу: г. Казань, ул. Ак. Арбузова, д. 4 а, в кабинете 2-11, с использование служебного компьютера, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при помощи сетевого кабеля.
Поиск интернет-ресурсов осуществлялся с использованием браузера «Google Chrome», в поисковую строку которого были введены адреса сайтов: <данные изъяты>.
Установлено, что на вышеуказанных интернет-страницах размещена информация о продаже алкогольной, спиртосодержащей, фальсифицированной продукции с возможностью ее реализации, в том числе в ночное время суток.
Вход на данные сайты свободный, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
Анализ информации показал, что на указанных интернет-сайтах предлагается за денежную плату приобрести неограниченное количество алкогольной, спиртосодержащей, фальсифицированной продукции. На сайтах содержится подробная информация о представленных товарах с указанием цен при розничной и оптовой покупке, необходимые условия для покупки, способы доставки и оплаты товара, содержатся отзывы постоянных покупателей и иная информация.
С целью установления наличия ограничений доступа к вышеуказанным сайтам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проведена сверка с универсальным сервисом проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу ***. Установлено, что сайты с адресами: <данные изъяты> не включены в «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Проведена сверка с сайтом *** для установления данных о владельцах вышеуказанных интернет-сайтов, однако установить информацию о доменах либо владельцах сайтов не представилось возможным ввиду отсутствия каких-либо данных.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что наличие в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на вышеуказанных интернет-страницах информации о продаже алкогольной и иной спиртосодержащей продукции дистанционным способом, в том числе в ночное время суток, нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей информационных услуг, включая несовершеннолетних.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-страницах <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения сайтов с адресами: <данные изъяты> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.