дело № 2а-6574/17г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2017 года г.Казань
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Мусеевой Ю.Р.,
с участием представителя административного истца - помощника Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет – страницах, запрещенной к свободному распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Камский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что Камской транспортной прокуратурой по заданию Приволжской транспортной прокураты проведена проверка исполнения законодательства в таможенной сфере, а именно в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены запреты и ограничения.
При осуществлении мониторинга телекоммуникационной сети Интернет выявлен факт размещения на сайте ***, запрещённой информации, а именно о продаже дистанционным способом в г.Альметьевск Республика Татарстан «санкционной» продукции сыров и мясных деликатесов, страной происхождения которых является Финляндия и Эстония из Финляндии и Эстонии, данный товар запрещён к ввозу из стран принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 N 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29.06.2016 N 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 30.06.2017 N 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительство Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, от 24.06.2015 N 320, от 29.06.2016 N 305 и от 30.06.2017 N 293».
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 введен по 31.12.2018 запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
Реализация в сети Интернет продовольственных товаров – сыров и мясных деликатесов, страной происхождения которых является Финляндия и Эстония, является незаконной.
Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещаемой на страницах сайтов с адресом: ***.
С учетом изложенного просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресу - ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Возложить на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - оператора «Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации» запрещено, в течение 15-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в указанный реестр сведения об интернет-странице, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав объяснения представителя Камского транспортного прокурора прокуратуры, исследовав имеющиеся в деле доказательства и оценив фактические обстоятельства дела, суд пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований по следующим основаниям.
Предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определен в статье 1, согласно части 1 которой кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Учитывая характер общественных отношений, подлежащих защите, - основы конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение безопасности государства (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») данный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно - телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу части 13 статьи 2 указанного закона сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Часть 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьёй 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Кроме того, статьёй 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за распространение «санкционной» продукции (сыры из Финляндии и Экстонии).
Нарушение запретов на распространение информации о способах приобретения «санкционной» продукции ??????????????????????????????????????????????????????????????????????J?J?????????????J?J???????????????????J?J????Љ?Љ?????????J?J???????j?????????J?J????Љ?Љ?????????J?J?J??????
, что подтверждается скриншотами проверенной интернет-страницы, на которой отражен текст следующего содержания: «сыры из Финляндии и Эстонии» (л.д.11-15).
Из указанных документов следует, что на обследуемом адресе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены объявления сыров, запрещенных к ввозу из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц. Доступ на интернет-сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Во исполнение указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 N 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 29.06.2016 N 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 30.06.2017 N 293 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительство Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, от 24.06.2015 N 320, от 29.06.2016 N 305 и от 30.06.2017 N 293».
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 введен по 31.12.2018 запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
В соответствии с приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 в перчеень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запещённых к обороту на территории Российской Федерации. Включены, в том числе, товары. Имеющие код Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза 040 и отнесённые к товарной позиции «Сыры и творог», 1601 00 «Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови4 готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе».
Реализация в сети Интернет продовольственных товаров – сыров, страной происхождения которых является Финляндия и Эстония, является незаконной.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно части 3 статьи 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено»).
Согласно пунктам 2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» все операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством Интернета, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Следовательно, судом установлено, что с помощью вышеприведённой страницы «***», размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется распространение информации запрещенной на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.
На основании пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Абзац третий статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 входит в компетенцию Управления Роскомнадзора по Республике Татарстан.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что информация в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице, размещенной по приведённому выше адресу, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и полагает требования Камского транспортного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление прокурора Камского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с адресом: «***», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено/
По вступлению решения в законную силу направить копию решения суда для исполнения в Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан, для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Д.И. Галяутдинова