Дело № 2а-1841/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре Н.А. Морозовой рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фрунзенского района г. Владивостока обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором указал, что в ходе проверки, проведенной сотрудниками прокуратуры Фрунзенского района г. Владивостока <дата>, установлено, что на интернет-сайте с URL адресом: <данные изъяты>, в нарушение Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400, в свободном доступе размещена информация, рекламирующая и позволяющая приобрести свидетельства о сдаче единого государственного экзамена и иные документы об образовании. На сайте размещены каталоги товаров, цены, способы оплаты и доставки. Данная информация свидетельствует о нарушении вышеизложенных норм об образовании, что приводит к нарушению порядка проведения государственной итоговой аттестации. На основании изложенного прокурор просит суд признать информацию, размещенную на сайте с вышеуказанным URL адресом информацией, распространение которой в РФ запрещено.
В судебном заседании прокурор Б настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явился, направил в суд возражения, в которых указал, что Управление не является распространителем указанной прокурором информации, и не наделено полномочиями по поиску и выявлению противоправной информации. Административные исковые требования предъявлены к Управлению необоснованно. Ответственность за размещение указанной прокурором информации несет владелец сайта, а при невозможности его установить – хостинг-провайдер.
В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора по Приморскому краю.
Выслушав прокурора, исследовав все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обращаясь в суд с административным иском о признании информации, размещенной на вышеуказанном сайте информацией, распространение которой в РФ запрещено, прокурор ссылается на то, что указанная информация рекламирует и позволяет приобрести документы об образовании в нарушение Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400.
Вместе с тем, суд не наделен специальными познаниями в области филологии, лингвистики, психологии для того, чтобы квалифицировать информацию, размещенную на вышеуказанном сайте, так как указывает прокурор.
Прокурором не представлено соответствующее заключение уполномоченного специалиста для квалификации опубликованной на вышеуказанном сайте информации, позволяющее установить соответствующие характеристики опубликованной информации, а также подтверждающее, что документы об образовании, которые предложено приобрести на сайте, будут выдаваться в нарушение Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400.
Предусмотренных ч. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оснований для признания указанной прокурором информации запрещенной при рассмотрении дела не установлено. Также судом не установлено, что размещение объявления о продаже документов об образовании само по себе образует состав какого либо административного правонарушения или преступления.
В соответствии со статьями 21, 22, 26 и 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к компетенции прокурора, в случае выявления в ходе прокурорской проверки оснований для привлечения к административной ответственности, относится, в т.ч., вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, либо направление результатов прокурорской проверки в компетентный государственный орган или должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае прокурор не представил доказательств реализации предоставленных ему законом полномочий в виде реагирования на выявленные им факты совершения административных правонарушений и обеспечения привлечения виновных лиц к ответственности, а также доказательств возбуждения дел по признакам преступления либо административного правонарушения в соответствии УК РФ и КоАП РФ, что направлено на достижение целей и задач прокурорского надзора.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 15 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Частью 2 ст. 15.1 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, может являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из совокупного анализа приведенных положений Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ следует, что к участию в деле по административным искам о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной в качестве административного ответчика надлежит привлекать лицо, распространяющее информацию (владельца сайта).
Частью 6 ст. 15.1 Федерального 27.07.2006 № 149-ФЗ гарантировано право владельца сайта на обжалование решения о включении информации в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Таким образом, признание опубликованной на принадлежащем владельцу интернет-сайта информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации непосредственно связано со сферой прав и обязанностей владельца сайта, поскольку состав информации, опубликованной на сайте, порядок ее распространения отнесен законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции владельца сайта в сети «Интернет»; за распространение информации, запрещенной к распространению, владелец сайта может быть привлечен к юридической ответственности; решение суда о признании информации запрещенной к распространению возлагает на владельца интернет-сайта обязанность по удалению соответствующего объема информации в случае, если владелец сайта намерен обеспечить функционирование интернет-сайта на будущее время.
Материалы дела не содержат сведений о владельце указанного прокурором сайта и сведения о предпринятых мерах по его установлению.
В то же время, рассмотрение иска без привлечения владельца интернет-сайта в качестве административного ответчика является существенным процессуальным нарушением.
Кроме того, суд также считает необходимым указать следующее.
В соответствии п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее – Правила), основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Согласно с п. 6 указанных Правил Роскомнадзор размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» в электронном виде форму для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра.
В случае удовлетворения административного иска Роскомнадзор, в силу п. 9 Правил, обеспечивает исполнение судебного решения путем внесения в реестр соответствующей информации.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Согласно ч. 1 ст. 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Поскольку Роскомнадзор не является распространителем информации, не хранит ее, не обрабатывает, а принимать решения для включения информации в реестр может только на основании поступивших обращений от граждан, юридических лиц, уполномоченных органов, то Роскомнадзор по административным делам о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной, должен занимать процессуальное положение заинтересованного лица, а не административного ответчика.
Также судом учитывается, что в материалы дела не представлены сведения о том, что вопрос о признании информации, содержащейся на указанном прокурором интернет-сайте запрещенной, не являлся предметом судебного разбирательства, и что данная информация еще не признавалась информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Изложенные обстоятельства в их совокупности не позволяют суду признать доказанными изложенные в административном иске обстоятельства, в связи с чем, заявленные прокурором требования не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 16, 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административные исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Владивостока оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.
В окончательной форме решение составлено <дата>.
Председательствующий: