8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено № 2а-1807/2017 ~ М-1786/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата>    г. Владивосток

Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи    С.А. Юлбарисовой

при секретаре    О.Н. Морозовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что, в ходе проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации в сети «Интернет» выявлены факты организации продажи рецептов врача, листков нетрудоспособности и других государственных медицинских документов, на следующем интернет-сайте ***, доступном, в том числе, на территории Надеждинского района Приморского края. На страницах сайта *** посетителям предлагается купить медицинские справки. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров у врачей при получении любого типа медицинских справок. Нахождение информационных материалов, выложенных в сети Интернет на сайте с доменным именем ***, на страницах которого размещена информация об организации продажи справок для посещения бассейнов, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации и нравственности, препятствует формированию правового сознания граждан, толкает граждан на совершение преступлений и правонарушений. На основании изложенного прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте с URL адресом: ***, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (л.д. 14, 15). Причины их неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей сторон.

Исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Прокурором в административном исковом заявлении указано, что на страницах сайта *** посетителям предлагается купить медицинские справки. В подтверждение данного довода представлен акт осмотра сайта от <дата> (л.д. 8), а также скриншот страниц сайта с URL адресом *** (л.д. 9-11).

Согласно частям 1, 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

По смыслу пунктов 3, 3.1 статьи 78 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация имеет право выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; выдавать листки нетрудоспособности в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 №441н.

По смыслу пункта 2 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию.

Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо (пункт 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений).

В силу пункта 12 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н.

В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности выдача листков нетрудоспособности осуществляется лицами, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Листок нетрудоспособности выдают медицинские работники указанных лиц.

Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы (пункт 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).

Таким образом, действующим законодательством прямо установлена обязательность проведения медицинских осмотров у врачей при получении любого типа медицинских справок.

Частью 1 статьи 327 УК РФ предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.

Статьей 11.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров.

Частью 3 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Таким образом, размещение в сети «Интернет» информации о возможности приобретения медицинских справок без прохождения соответствующих медицинских осмотров и обследований действительно может нарушать права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц

Вместе с тем, суд учитывает следующее.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В административном иске имеет место суждение прокурора о том, что нахождение информационных материалов, выложенных в сети «Интернет» на сайте с доменным именем ***, на страницах которого размещена информация об организации продажи справок для посещения бассейнов, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации и нравственности, препятствует формированию правового сознания граждан, толкает граждан на совершение преступлений и правонарушений.

В противоречие приведенному положению КАС РФ административным истцом не представлен документ, с достоверностью подтверждающий, что на интернет-сайте с URL адресом: *** размещена информация о возможности приобретения медицинских справок, а именно, не приложен скриншот страницы сайта с указанным URL адресом. Административным истцом представлен скриншот страниц сайта с URL адресом ***, а не скриншот страниц сайта с URL адресом ***.

Кроме того, суд не наделен специальными познаниями в области филологии, лингвистики, психологии и др. для того, чтобы квалифицировать информацию, размещенную на интернет-сайте с URL адресом: ***.

В то же время, административным истцом не представлено соответствующее заключение уполномоченного специалиста для квалификации опубликованной на вышеуказанном сайте информации, установления соответствующих характеристик опубликованной информации.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Административным истцом не представлено соответствующее заключение уполномоченного специалиста для квалификации опубликованной на вышеуказанном сайте информации, позволяющее установить соответствующие характеристики опубликованной информации, а также подтверждающее, что медицинские справки, которые предложено приобрести на сайте, будут выдаваться не по результатам медицинских обследований, освидетельствований, и неуполномоченными на это лицами либо организациями.

Более того, в соответствии со статьями 21, 22, 26 и 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к компетенции прокурора, в случае выявления в ходе прокурорской проверки оснований для привлечения к административной ответственности, относится, в том числе, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, либо направление результатов прокурорской проверки в компетентный государственный орган или должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае прокурор Надеждинского района Приморского края, являясь административным истцом, не представил доказательств реализации предоставленных ему законом полномочий в виде реагирования на выявленные им факты совершения административных правонарушений и обеспечения привлечения виновных лиц (владельца сайта с URL адресом *** или других лиц) к ответственности, а также доказательств возбуждения дел по признакам преступления либо правонарушения в соответствии с вышеизложенными нормами УК РФ и КоАП РФ, что направлено на достижение целей и задач прокурорского надзора.

Кроме того, из материалов административного дела не представляется возможным установить, содержится ли на интернет-сайте с URL адресом *** информация о возможности приобретения медицинских справок на территории Приморского края. Административным истцом, при этом, не указано, какие права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на территории Надеждинского района Приморского края нарушены информацией, размещенной на сайте с URL адресом: ***.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В силу частей 1, 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

Частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По смыслу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, может являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из совокупного анализа приведенных положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» следует, что к участию в деле по административным искам о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной в качестве административного ответчика надлежит привлекать лицо, распространяющее информацию (владельца сайта).

Частью 6 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гарантировано право владельца сайта на обжалование решения о включении информации в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Таким образом, признание опубликованной на принадлежащем владельцу интернет-сайта информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации непосредственно связано со сферой прав и обязанностей владельца сайта, поскольку состав информации, опубликованной на сайте, порядок ее распространения отнесен законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции владельца сайта в сети «Интернет»; за распространение информации, запрещенной к распространению, владелец сайта может быть привлечен к юридической ответственности; решение суда о признании информации запрещенной к распространению возлагает на владельца интернет-сайта обязанность по удалению соответствующего объема информации в случае, если владелец сайта намерен обеспечить функционирование интернет-сайта на будущее время.

Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о владельце сайта с URL адресом ***.

Согласно информации, предоставленной ОМВД России по Надеждинскому району, в результате проведения проверочных мероприятий установить владельца сайта *** не представилось возможным (л.д. 12).

В то же время, рассмотрение иска без привлечения владельца интернет-сайта в качестве административного ответчика является существенным процессуальным нарушением.

Кроме того, суд также считает необходимым указать следующее.

По смыслу пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее – Правила), основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил Роскомнадзор размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» в электронном виде форму для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра.

В случае удовлетворения административного иска Роскомнадзор, в силу пункта 9 Правил, обеспечивает исполнение судебного решения путем внесения в реестр соответствующей информации.

В соответствии с частью 4 статьи 38 КАС РФ под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Согласно части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Поскольку Роскомнадзор не является распространителем информации, не хранит ее, не обрабатывает, а принимать решения для включения информации в реестр может только на основании поступивших обращений от граждан, юридических лиц, уполномоченных органов, то Роскомнадзор по административным делам о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной, должен занимать процессуальное положение заинтересованного лица, а не административного ответчика.

Также судом учитывается, что в материалы дела не представлены сведения о том, что вопрос о признании информации, содержащейся на интернет-сайте с URL адресом ***, запрещенной, не являлся предметом судебного разбирательства, и что данная информация еще не признавалась информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Изложенные обстоятельства в их совокупности не позволяют суду признать доказанными изложенные в административном иске обстоятельства, в связи с чем заявленные прокурором Надеждинского района Приморского края требования не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь статьями 175-177, 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья    С.А. Юлбарисова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн