РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2017 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Склизковой Е.Л.,
с участием помощника прокурора Бутовой О.В.,
при секретаре Зеленской М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора г. Владивостока в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Владивостока обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что на интернет-сайте с URL адресом: *** в нарушение норм действующего законодательства размещена информация о возможности приобретения водительского удостоверения в г. Владивосток.
Ссылаясь на положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Закона «О Средствах массовой информации», Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную на интернет-сайте с URL с адресом: *** информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Помощник прокурора г. Владивостока Бутова О.В. требования поддержала по основаниям административного иска.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю своего представителя для участия в судебном заседании не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В письменных возражениях на административное исковое заявление Управление полагает себя ненадлежащим административным ответчиком, полагает возможным признание указанной в заявлении информации запрещенной к распространению на территории России.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 10 ФЗ от <дата> N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
Согласно ст. 9 Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую <данные изъяты> для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
Исходя из смысла Закона, злоупотребление свободой массовой информации - использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в единый реестр:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от <дата> № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от <дата> № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных «Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> г. (далее Правил) в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Судом установлено, что на интернет-сайте с URL с адресом: *** в свободном доступе размещена информация, побуждающая граждан приобрести водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортным средством без какого-либо обучения в соответствующих образовательных учреждениях.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены и подтверждается водительским удостоверением.
Так, п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений)) предусмотрена выдача водительского удостоверения лицам, достигшим установленного ст. 26 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, которые определены указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>)4 <номер>.
Частью 1 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» закреплено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
При этом реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил (ч.ч. 2, 3 ст. 24 настоящего Федерального закона).
Таким образом, приобретение водительского удостоверения, предоставляющего право на управление транспортным средством, без прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов является грубым нарушением прав других участников на безопасное дорожное движение по дорогам Российской Федерации, а также ведет к нарушению законодательства Российской Федерации, что в свою очередь является недопустимым,
Кроме того, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
При указанных обстоятельствах сведения, размещенные на интернет-сайте: *** вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа, подтверждающего право на управление транспортным средством за плату без прохождения ответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, имеются предусмотренные ФЗ от <дата> N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основания для признания вышеуказанной информации запрещенной на территории РФ.
В связи с этим суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании ст. 39 КАС РФ, ст.ст. 10, 15.1 ФЗ от <дата> N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление и.о. прокурора г. Владивостока удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет и размещенную на интернет-сайте с URL с адресом: *** информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца.
Судья Е.Л. Склизкова