Дело № 2-1992/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.
при секретаре Галдиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону к Мосенцеву АА о взыскании задолженности по арендной плате за землю и пени,
УСТАНОВИЛ:
ДИЗО г. Ростова-на-Дону обратилось в суд с настоящим исковым заявлением, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ года заключил с ФИО8 договор аренды земельного участка № зарегистрированный в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службе РФ. В соответствии с указанным договором аренды, ФИО9 предоставлен в аренду земельный участок (кадастровый номер № расположенный по адресу: г<адрес> общей площадью <данные изъяты> для использования в целях индивидуального жилищного строительства сроком по 10.07.2047. Дополнительным соглашением № заключенным ДД.ММ.ГГГГ. между Департаментом и Мосенцевым А.А. установлено, что арендатором по договору стал выступать ответчик. Ответчик не выполняет условия договора об оплате в полном объеме, в связи с чем возникла задолженность по арендной плате за землю и пене. На основании изложенного, истец просит суд взыскать задолженность по арендной плате за землю за период с 01.07.2015 по 30.09.2016 года в размере 241 942,41 руб.; пеню за период с 21.09.2015 по 15.11.2016 года в размере 13 712,05 руб.; проценты, начисленные на сумму 241 942,41 рублей в период с 16.11.2016 года по дату фактической оплаты денежных средств.
В судебном заседание представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону в лице Быкадоровой Ю.В. просила удовлетворить исковые требования Департамента, настаивала на рассмотрении дела.
Ответчик судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Согласно письменному заявлению представителя ответчика Богушевой Е.В., просила отложить судебное заседание в связи с ее нахождением в командировке.
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1).
Принимая во внимание, что Мосенцев А.А. о дате рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, при том, что представитель истца не является стороной по настоящему делу, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения указанного ходатайства не имеется. Дело в отсутствие не явившегося ответчика рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ранее в своих возражениях ответчик указывал на то, что с 2015 г. является пенсионером по старости, следовательно, лицом, имеющим право на освобождение от уплаты налога согласно законодательству о налогах и сборах, указывая на то, что каких-либо подписанных между сторонами дополнительных соглашений с расчетом размера арендной платы по отчету об оценке, не имеется. Полагал, что в отношении него арендная плата должна рассчитываться, исходя из положений п.8 Постановления № 576 - в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в виду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (действовавшего до 1 марта 2015 г.) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы.
Исходя из положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего до 01 марта 2015 года, и пункта 2 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые предоставлены в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года между Департаментом имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (арендодатель) и ФИО10 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, зарегистрированный в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службе РФ.
Предметом договора является земельный участок с КН № расположенный по адресу: г. <адрес> общей площадью <данные изъяты> для использования в целях индивидуального жилищного строительства сроком до 26.06.2045 г.
В соответствии с указанным договором аренды, ФИО11 предоставлен в аренду земельный участок (кадастровый номер №), расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., для использования в целях индивидуального жилищного строительства сроком по 10.07.2047.
Дополнительным соглашением № к договору аренды заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и Мосенцевым А.А., права и обязанности арендатора с ДД.ММ.ГГГГ. перешли к Мосенцеву А.А.
Размер арендной платы за год составляет 7 091,06 рублей. Расчет арендной платы определен в приложении, являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 3.1).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78При этом в соответствии с п. 3.4 договора размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, и (или) кадастровой стоимости земельного участка. При этом размер арендной платы считается измененным с момента вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов об их установлении и обязательного заключения дополнительного соглашения об изменении размера арендной платы к данному договору не требуется.
Дополнительное соглашение зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службе РФ ДД.ММ.ГГГГ. под № №
Обращаясь в суд с настоящим иском, Департамент в обоснование требований указывает на то, что согласно протоколу заседания городской комиссии по согласованию результатов оценки от 23.11.2015г., размер рыночной стоимости права пользования земельным участком с №), расположенным по адресу: г<адрес> общей площадью <данные изъяты>.м., для использования в целях ИЖС, выполненным ООО «Межрегиональный центр судебных экспертиз и оценки» на условиях аренды в течение одного года составляет 268 973,97 рублей.
Согласно расчету задолженности за период с 01.07.2015г. по 30.09.2016г. сумма задолженности арендной платы за землю, исчисленная к оплате арендатором составляет 241 942,41 рублей.
Мосенцев А.А. же, ссылаясь в своих возражениях на то, что с 2015 г. является <данные изъяты>, следовательно, лицом, имеющим право на освобождение от уплаты налога согласно законодательству о налогах и сборах, указывая на то, что каких-либо подписанных между сторонами дополнительных соглашений с расчетом размера арендной платы по отчету об оценке, не имеется. Полагал, что в отношении него арендная плата должна рассчитываться, исходя из положений п.8 Постановления №576 - в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем возник настоящий спор.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Поскольку в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
В этой связи увеличение размера арендной платы в результате изменения таких ставок публичным собственником земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями не является с его стороны нарушением условия договора о согласованном размере арендной платы.
Вместе с тем договор аренды, заключенный в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, может содержать методику расчета размера арендной платы, которая включается в этот договор в качестве его условий в соответствии с актами органов государственной власти и местного самоуправления, принятыми в порядке, установленном пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 №582 (ред. от 30.10.2014) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» определено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,01 процента.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.05.2014 №580 (ред. от 29.12.2014) «О Порядке расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону и ставках арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, расположенных в границах муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», пункте 8 Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 09.07.2015 №576 «О расчете арендной платы и ставках арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, расположенных в границах муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», и признании утратившими силу некоторых правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону».
Основанием для применения в договоре аренды земельного участка льготной ставки в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка является наличие любого из оснований, предусмотренных пп. "а" п. 3 Правил.
Согласно пункту 3.2.2 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.08.2005 №38 «Об утверждении «Положения о земельном налоге на территории города Ростова-на-Дону» от уплаты земельного налога освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации; налогоплательщики физические лица, достигшие 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин за земельные участки, не используемые для ведения предпринимательской деятельности и относящиеся к следующим видам разрешенного использования: предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки; предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.
Как следует из материалов дела, Мосенцев А.А. с 2015 года является <данные изъяты>, о чем свидетельствует справка УПФР от 07.02.2017г. о том, что с 13.11.2015г. он является <данные изъяты> Данные обстоятельства указывают на то, что с учетом того, что земельный участок был предоставлен ему в целях строительства индивидуального жилого дома, он освобожден от уплаты земельного налога.
Также следует принять во внимание, что каких-либо соглашений о расчете размера арендной платы по отчету об оценке между Мосенцевым А.А. и Департаментом не имеется.
С учетом данного обстоятельства расчет арендной платы за предоставленный Мосенцеву А.А. земельный участок за период с 13.11.2015 года подлежал расчету исходя из положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 №582, Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 27.05.2014 №580, Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 09.07.2015 №576 в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка, что не было учтено ДИЗО г. Ростова-на-Дону при обращении в суд с настоящим иском, ни в процессе рассмотрения настоящего дела.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при расчете арендной платы за период с 19.11.2015 года по 30.09.2016 года с учетом результатов оценки, представленных в отчете №261-15-Р от 19.11.2015г. об определении рыночной стоимости права пользования на условиях аренды земельного участка по вышеуказанному адресу, Департаментом безосновательно произведен данный порядок расчета.
Как следует из представленного стороной ответчика контрасчета, произведенного за юридически значимый период времени, задолженности по арендным платежам у Мосенцева А.А. перед Департаментом, не имеется, все платежи вносились своевременно. Указанные обстоятельства не оспаривались стороной истца.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, учитывая наличие у Мосенцева А.А. льгот при определении арендной платы за землю, внесенных ответчиком за спорный период, незаключение дополнительного соглашения к договору аренды, суд полагает, что исковые требования ДИЗО г. Ростова-на-Дону о взыскании задолженности по арендной плате, процентов, пени, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону к Мосенцеву АА о взыскании задолженности по арендной плате за землю и пени – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2017 года.
Судья