РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2015 года
Головинский районный суд города Москвы в составе
председательствующего судьи Клейн И.М.,
при секретаре Фоминой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4176/13 по иску Открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» к ФИО2 об освобождении земельного участка от постройки – гаража, расположенного в полосе отвода железной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Истец ОАО «ФИО1 железные дороги» обратилось в суд с иском к ответчику ФИО2 об освобождении земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049, площадью 21 кв.м, расположенного в полосе отвода Московской железной дороги Малое кольцо, по адресу: <адрес>, стр. 2 (напротив ГСК «Якорь») от гаражного бокса № в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:01031:049 находится в полосе отвода железной дороги и является собственностью Российской Федерации. ОАО «РЖД» является арендатором этого земельного участка согласно Договору от <дата> № Д-30/58-з, заключенного с ТУ Росимущества по <адрес> о предоставлении в пользование за плату земельного участка, являющегося федеральной собственностью из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 77:09:01031:049, общей площадью 405882,8 кв.м. для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта. Договор заключен на срок 49 лет. Часть указанного земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 в полосе отвода железной дороги в границах Малого кольца МЖД по адресу: <адрес>, стр. 2 занимает Автостоянка № 423. Исполнительным органом автостоянки был представлен список владельцев построек - гаражей, расположенных на используемом земельном участке полосы отвода. Владельцем некапитального металлического гаражного бокса № указан ответчик ФИО2, что подтверждается списком членов автостоянки № 423, актом о фактическом пользовании земельным участком от <дата> Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:09:01031:049, площадью 4500 кв.м. был предоставлен на праве аренды Московским земельным комитетом РОО «Московский городской союз автомобилистов» на основании договора краткосрочной аренды от <дата> № М09-504230 для эксплуатации металлических гаражей временной автостоянки № на 125 машиномест. В настоящее время срок действия договора аренды истек, имеется уведомление Департамента земельных ресурсов <адрес> от <дата> № 33-ИТ9-661/6 (28) об отказе от договора аренды земельного участка. Договорных отношений между РОО «МГСА», Автостоянкой 423 и ОАО «РЖД» не имеется. Сведений из ЕГРП на металлический гаражный бокс, а также каких-либо правоустанавливающих документов на использование земельного участка ответчиком – не имеется, ФИО2 занимает вышеназванный земельный участок в полосе отвода железной дороги без правоустанавливающих документов, то есть незаконно.
Представитель истца ОАО «РЖД» в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика РОО «Московский городской союз автомобилистов» в судебном заседании оставил вопрос о возможности удовлетворения исковых требований на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Департамента городского имущества <адрес>, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, суд определил – рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения сторон, представителя 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
В силу п.п.2 п.1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст. 304 ГК РФ принадлежат также лицам, не являющимся собственниками, но владеющим имуществом по основаниям, предусмотренным законом или договором.
В соответствии с федеральным законом от <дата> № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог — это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных или иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Порядок распоряжения земельными участками, находящимися в полосе отвода железной дороги, согласно ст. 4 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от <дата> № утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД».
Во исполнение п. 4 указанных Правил п. 2.3 Распоряжения ОАО «РЖД» от <дата> № 506р «Об утверждении порядка организации работы по передаче в субаренду земельных участков, находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды», ОАО «РЖД» заключает с гражданами и юридическими лицами договоры субаренды земельных участков в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании на земельном участке по адресу: <адрес>, стр. 2 напротив ГСК «Якорь» размещена автостоянка № владельцем гаража № является ФИО2 (л.д. 194).
Согласно выписки председателя отделения РОО МГСА ФИО5 от <дата> гаражи автостоянки № были построены за счет личных средств владельцев гаражей (л.д. 88).
<дата> заключен договор краткосрочной аренды земельного участка № М09- 504230 между Московским земельным комитетом и РОО «МГСА» для эксплуатации металлических гаражей временной автостоянки № на 125 машиномест (л.д. 80-86).
Из п. 5 данного договора следует, что по окончании срока действия договора арендатор обязуется освободить участок (перевести сооружения и иное имущество) за свой счет в двухнедельный срок.
Как следует из материалов дела, <дата> Департаментом земельных ресурсов <адрес> в адрес РОО «МГСА» направлено уведомление об отказе от договора аренды земельного участка, из данного уведомления следует, что срок действия договора аренды истек <дата> (л.д. 87), в соответствии со ст. 610 ГК РФ Департамент земельных ресурсов <адрес> отказывается от краткосрочного договора аренды с момента истечения трехмесячного срока со дня получения уведомления. Истечение трехмесячного срока влечет в соответствии со ст. 407 ГК РФ прекращение договора аренды земельного участка и возникновение обязанности освободить земельный участок от расположенного на нем имущества.
Уведомление об отказе от договора аренды получено РОО «МГСА» <дата> (л.д. 87), таким образом, договор аренды в силу закона считается прекращенным с <дата>.
Факт прекращения действия договора аренды, заключенного между Москомземом и РОО МГСА, подтверждается сообщением Департамента земельных ресурсов <адрес> (л.д.121-122).
Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» является арендатором этого земельного участка согласно Договору от <дата> № Д-30/58-з, заключенного с ТУ Росимущества по <адрес> о предоставлении в пользование за плату земельного участка, являющегося федеральной собственностью из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 77:09:01031:049, общей площадью 405882,8 кв.м. для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта. Договор заключен на срок 49 лет.Часть указанного земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 в полосе отвода железной дороги в границах Малого кольца МЖД по адресу: <адрес>, стр. 2, напротив ГСК «Якорь» занимает Автостоянка № РОО «МГСА».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Договор субаренды спорного земельного участка ОАО «РЖД» с Региональной общественной организацией «Московский городской союз автомобилистов» (РОО МГСА), Автостоянкой № и ФИО2 - не заключался.
В соответствии с Постановлением Правительства <адрес> от <дата> № 65-ПП «Положение о Департаменте земельных ресурсов <адрес>» Департамент распоряжается земельными участками, находящимися в собственности <адрес>. Следовательно, Департамент земельных ресурсов <адрес> не уполномочен осуществлять какие-либо действия в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Гараж для хранения гражданином личного автомобиля не является объектом железнодорожного транспорта, поэтому земельный участок в полосе отвода железной дороги не может быть признан земельным участком, отведённым для строительства таких гаражей.
Таким образом, часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 являющегося территорией особого режима использования (полоса отвода Московской железной дороги) используется в настоящее время в отсутствие законных оснований, а, следовательно, гаражный бокс Ответчика размещен незаконно.
В соответствии с заключением кадастрового инженера гаражный бокс не имеет неперемещаемого заглубленного в грунт фундамента, построен из металлических конструкций, не имеет неразрывной связи с земельным участком, в связи с чем, не обладает признаками объекта капитального строительства. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект отсутствуют.
Фактическое занятие Ответчиком земельного участка препятствует реализации прав ОАО «РЖД», определенных Договором аренды № Д-30/206-з, в том числе реализации права на субаренду, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД» и Договором аренды.
Представитель ОАО «РЖД» в обоснование своих требований о необходимости освобождения земельного участка, ссылается на то, что занимаемый ответчиком земельный участок необходим для нужд Московской железной дороги и <адрес>, в связи с предстоящей реконструкцией Малого кольца Московской железной дороги в соответствии с заключенным Соглашением «О совместной реализации комплексного инвестиционного проекта «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги от <дата> № 77-367/1071.
Оценивая все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требование ОАО «РЖД» к ФИО2 об обязании освободить земельный участок от гаражного бокса № являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего.
Ответчик ФИО2 в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не представил в судебное заседание доказательств, подтверждающих законность нахождения гаражного бокса на спорном земельном участке.
До заключения договора с Росимуществом <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 77:09:01031:049 относился к землям транспорта на основании Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от <дата> № 24, постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ» от <дата> № и ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от <дата> № 153-ФЗ.
Постановлением Верховного Совета РФ от <дата> № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предприятия и объекты отраслей железнодорожного транспорта были отнесены исключительно к федеральной собственности. Указом Президента РФ от <дата> № «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собственности были отнесены участки, занятые федеральными транспортными системами.
В соответствии со ст. 4, ст. 5 Федерального закона от <дата> № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» земли железнодорожного транспорта были отнесены исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона РФ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» от <дата> № 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, также относятся к федеральной собственности.
Таким образом, спорный земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги и является федеральной собственностью в силу закона.
В ходе рассмотрения дела, стороной ответчика не представлено, а судом при рассмотрении дела не добыто доказательств того, что имеет место решение органа Российской Федерации, уполномоченного распоряжаться федеральной собственностью о выделении земельного участка на строительство гаражей – автостоянки № 423.
В соответствие с п. 3.4 Положения «О порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве», утвержденного постановлением Правительства <адрес> от <дата> № 270-ПП границы полосы отвода железных дорог - границы территории, предназначенной для размещения существующих и проектируемых железнодорожных путей, станций и других железнодорожных сооружений, ширина которой нормируется в зависимости от категории железных дорог, конструкции земляного полотна и др. и на которой не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации железнодорожного транспорта. Границы полосы отвода железных дорог были согласованы в порядке, установленном вышеуказанном положением.
Из идентификационно-топографического плана, составленного ООО «Стройинжиниринг» следует, что гараж № находится на земельном участке с кадастровым номером 77:09:01031:049, площадью 23 кв.м., из которых 21 кв.м. расположены в полосе отвода железной дороги (л.д. 160), доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
<дата> ведущим инженером по землеустройству, совместно с представителями <адрес> «Головинский», председателем Автостоянки № 423, представителем полиции составлен комиссионный акт осмотра гаражного бокса № Автостоянки № РОО «МГСА», расположенного по адресу: <адрес>, стр. 2 (л.д. 159)
Из представленного акта усматривается, что металлический некапитальный гаражный бокс № в полосе отвода железной дороги занимает ФИО2
Таким образом, в судебном заседании установлено и не опровергнуто ответчиком, что спорный земельный участок предоставлялся лишь во временное пользование РОО «МГСА» для эксплуатации металлических гаражных боксов, с ответчиком ФИО2 договор аренды не заключался. Ответчик стороной указанного договора аренды не являлся. В установленном законом порядке земельный участок для установки гаражного бокса ответчику не предоставлялся.
Поскольку, для осуществления работ по освобождению гаража необходимо определенное время, согласно ст. 204 ГПК РФ суд устанавливает срок, до истечения которого ответчик обязан освободить земельный участок от занимаемого им гаража - 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу, после чего истцу предоставляется право произвести работы по освобождению земельного участка от гаража.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика: совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Ответчик, являясь инвали<адрес>-й группы в соответствии со ст. 333.40 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по возмещению расходов истца, понесенных в связи с оплатой государственной пошлины при подачи иска в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» к ФИО2 об освобождении земельного участка от постройки – гаража, расположенного в полосе отвода железной дороги - удовлетворить.
Обязать ФИО2 освободить часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003029:11, площадью 21 кв.м., расположенного в полосе отвода Московской железной дороги Малое кольцо МЖД, по адресу: <адрес>, стр. 2 (напротив ГСК «Якорь») от постройки гаража № в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда ФИО2 в течении установленного срока, предоставить Открытому акционерному обществу «ФИО1 железные дороги» право осуществить действия по освобождению земельного участка за счет средств ФИО2, с взысканием понесенных истцом расходов.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский городской суд через канцелярию по гражданским делам Головинского районного суда <адрес> в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья