8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о признании незаконными (неправомерными) решений Администрации городского округа Лобня Московской области № 2-1240/2013 ~ М-8178/2012

Цены на услуги адвоката по земельным вопросам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2015 года Никулинский районный суд г. Москвы

в составе судьи Самороковской Н.В.

при секретаре Цветковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1240/13

по заявлению Цветкова ФИО5 о признании незаконными (неправомерными) решений Администрации городского округа Лобня Московской области,

УСТАНОВИЛ:

    Заявитель Цветков И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными (неправомерными) решений Администрации городского округа Лобня Московской области.

    Заявление мотивировал тем, что решением Никулинского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Лобня Московской области при рассмотрении заявления Цветкова ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию городского округа Лобня Московской области исполнить заявление Цветкова ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и совершить действия установленные ст. 31 ЗК РФ по обеспечению выбора каждого земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования; обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении каждого земельного участка для строительства; обеспечить оформление результатов выбора каждого земельного участка Актом о выборе каждого земельного участка для строительства, с приложением к Акту утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их - участков выбора; принять решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего Акт о выборе каждого земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора каждого земельного участка, или об отказе в размещении объекта; обеспечить выдачу Заявителю в семидневный срок со дня утверждения решения о предварительном согласовании места размещения объекта его - решения - копии, с приложением схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта, с предполагаемым местом размещения по следующим территориям относительно ориентиров:

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам).»

    Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

    Во исполнение данного решения суда уполномоченная организация заявителя подготовила акты выбора земельного участка для строительства и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

    ДД.ММ.ГГГГ заявитель направил в администрацию подготовленные акты выбора и схемы.

    Однако администрация ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приняло решения об отказах в утверждении актов и схем представленных заявителем.

    Заявитель считает данные отказы незаконными, поскольку данные решении препятствуют осуществлению заявителем своих прав на принятие решения о предварительном согласовании места размещения каждого объекта, которое должно было утверждать акт о выборе земельного участка. В соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ у заявителя – заинтересованного в предоставлении ему земельного участка для строительства нет законного основания для последующего принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка для строительства и установления на основании п. 1 ст. 31 ЗК РФ в соответствии с заявкой заявителя границ земельного участка и его кадастрового учета в порядке, установленном федеральным законом. В связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ земельный участок не может быть сформирован из свободных земель, как объект гражданско-правовых отношений и на участок органом кадастрового учета не может быть выдан кадастровый паспорт. В свою очередь отсутствие кадастрового паспорта на такой вновь сформированный участок является препятствием для принятия решения о предоставлении заявителю испрашиваемого им каждого земельного участка для строительства в соответствии с п. 2 ст. 32 ЗК РФ.

    В связи с чем заявитель просит суд признать незаконными решения об отказах в предварительном согласовании места размещения объектов строительства в отношении восьми земельных участков, признать незаконными решения об отказах от утверждении актов о выборе земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными решения от отказах утверждения схем расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать администрацию утвердить акты о выборе земельных участков для строительства от ДД.ММ.ГГГГ и схем расположения посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов о чем издать распорядительные документы в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать заявителю копии распорядительных документов.

    В судебном заседании заявитель Цветков И.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

    Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил возражения приобщенные к материалам дела.

    Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

    Как установлено в судебном заседании

    Решением Никулинского районного суда г. Москвы от от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Лобня Московской области при рассмотрении заявления Цветкова ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию городского округа Лобня Московской области исполнить заявление Цветкова ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и совершить действия установленные ст. 31 ЗК РФ по обеспечению выбора каждого земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования; обеспечить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении каждого земельного участка для строительства; обеспечить оформление результатов выбора каждого земельного участка Актом о выборе каждого земельного участка для строительства, с приложением к Акту утвержденной схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их - участков выбора; принять решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего Акт о выборе каждого земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора каждого земельного участка, или об отказе в размещении объекта; обеспечить выдачу Заявителю в семидневный срок со дня утверждения решения о предварительном согласовании места размещения объекта его - решения - копии, с приложением схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта, с предполагаемым местом размещения по следующим территориям относительно ориентиров:

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам);

- Моск.обл., г.о.Лобня, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемым схемам).» (л.д. 12-24).

    Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

    Во исполнение данного решения суда уполномоченная организация заявителя подготовила акты выбора земельного участка для строительства и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

    ДД.ММ.ГГГГ заявитель направил в администрацию подготовленные акты выбора и схемы (л.д. 28-45).

    Администрация ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-47) сообщило заявителю, что для обеспечения выбора испрашиваемых земельных участков Администрация просит заявителя в целях определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставить энергетические нагрузки необходимые для строительства и эксплуатации для каждого из шести предполагаемых объектов строительства. Также Администрация просит заявителя обосновать размеры испрашиваемых земельных участков для строительства плоскостных сооружений – открытой площадки для хранения индивидуального транспорта, и организации проезда и прохода с зоной благоустройства, озеленения и рекреации, в зоне индивидуальной жилой застройки. В целях информирования населения просит: уточнить функциональное назначение, указать на какой основе будет использоваться площадка. Также было сообщено, что предоставленные заявителем материалы предварительного согласования переработаны с учетом действующего штатного расписания и должностей.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

    Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (статья 29 Кодекса).

В силу пункта 5 статьи 30 Кодекса выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются необходимыми и обязательными этапами предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

Согласно пункту 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).

В пунктах 5 и 6 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

По смыслу приведенных норм на этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства.

В силу пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в зависимости от вида предоставляемого заявителю права.

С учетом положений пунктов 8 - 9 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления гражданина или юридического лица может быть принято не только положительное (решение о предоставлении земельного участка для строительства), но и отрицательное решение (отказ в предоставлении земельного участка).

Согласно пп. 13 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2015 "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты) не подлежат отчуждению.

Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

В соответствии с п. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории (в ходе которой разрабатываются проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно ст. 42 при составлении документации нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.

Из этого следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и по своей сути отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.

Целью использования испрашиваемых заявителем земельных участков является вариант размещения плоскостных сооружений (в местах допустимого размещения объектов капитального строительства): всесезонной (универсальной) физкультурно-досуговой площадки с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения и прогулочной зоной, организация проезда и прохода с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).

Между тем, указанные в обращении земельные участки, не могут быть выбраны как варианты возможного размещения объекта, в связи с несоответствием назначения объектов зонированию территории согласно градостроительной документации.

Информация по запрашиваемым земельным участкам была проверена администрацией по данным публичной карты и направлена заявителю с указанием конкретных причин.

Так согласно сообщения Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57) Администрация города Лобня сообщает, что согласовать и утвердить представленные материалы предварительного согласования не представляется возможным по причине того, что:

испрашиваемая территория в северной части кадастрового квартала № является объектом культурного наследия регионального значения - усадьба «<данные изъяты>» и входит в состав ее охранной зоны, где не предусматривается ведение каких либо работ без разрешения органов охраны объектов культурного наследия;

испрашиваемая территория в части кадастрового квартала № предусматривается как зона предприятий коммунального хозяйства, производственных и складских объектов (строительство и реконструкция существующих объектов коммунального хозяйства), часть земельного участка попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами;

испрашиваемая территория в части кадастрового квартала № относится к зоне сельскохозяйственного использования ОАО «<данные изъяты>»;

испрашиваемая территория в части кадастрового квартала № относится к зоне сельскохозяйственного использования ОАО «<данные изъяты>»;

испрашиваемая территория в части кадастрового квартала № относится к эколого-ориентированной рекреационной зоне государственного памятника природы «<данные изъяты>», которая не подлежит застройки, а предусматриваются мероприятия по эколого-ориентированному благоустройству в соответствии с режимом и градостроительным регламентом зоны охраняемого природного ландшафта;

испрашиваемая территория в части кадастрового квартала № относится к зоне зеленых насаждения специального назначения (санитарно-защитная зона, в которой предусматривается только благоустройство и озеленение).

С учетом изложенного, фактическое расположение испрашиваемых заявителем земельных участков, исключает их использование для размещения плоскостных сооружений (в местах допустимого размещения объектов капитального строительства): всесезонной (универсальной) физкультурно-досуговой площадки с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения и прогулочной зоной, организация проезда и прохода с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).

Суд считает необходимым отметить, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ)). Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ. Согласно пункту 7 статьи 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 упомянутого Кодекса).

Из приведенных норм права следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из первоначальных (публичных) этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства. Данная процедура предшествуют возникновению гражданско-правовых обязательственных отношений, связанных с непосредственной передачей имущества заявителю. Основанием для отказа в предоставлении участка для строительства является несоблюдение данного порядка.

По смыслу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта заявитель не лишается права требовать предоставления права на земельный участок, поскольку такой срок не является пресекательным.

Кроме того как установлено в судебном заседании Администрация обратилась к генеральному директору ГУП МО «НИиПи градостроительства» с просьбой на основе положений, заложенных в Проект Генерального плана города Лобня, разработать обоснование возможности или невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков по вышеуказанным адресам. Согласно данного обращения ГУП МО «НИиПи градостроительства» готов выполнить работу при определенных условиях: предоставления адреса каждого земельного участка, графического материала, выполненного на топографической основе с указанием наименований прилегающих к участку улиц, границ смежных участков с указанием землевладельцев и целевого использования участков, заключения с институтом договора на выполнение работы.

В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 27, 28, 29, 30, 31, 36 ЗК РФ, ст. ст. 1, 23, 41, 42, 43, 45, 46 ГрК РФ, ст. ст. 254-256, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Заявление Цветкова ФИО5 о признании незаконными (неправомерными) решений Администрации городского округа Лобня – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Никулинский районный суд г. Москвы.

Федеральный судья:

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн