Дело № 2а-2180-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кемерово 21 июня 2017 года
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего Матвеевой Л.Н.
с участием помощника прокурора Якименко С.Г.,
при секретаре Денисовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГУ МВД России по Кемеровской области о продлении срока содержания в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области Джалиловой Замиры Ахроровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки Таджикистана,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МВД России по Кемеровской области обратилось в суд с административным иском к Джалиловой З.А. о продлении срока содержания.
Требования мотивированы тем, что Джалилова З.А. отбывала наказание в ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области, за совершение преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ. 31.10.2012г. на основании ч. 3 ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996г. №114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение №3580-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Джалиловой З.А. сроком до 31.08.2023г. 28.08.2015г. руководствуясь п.п.11, 12 ст. 31 ФЗ РФ от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», УФМС России по Кемеровской области вынесено решение о депортации гражданки Таджикистана Джалиловой З.А. 13.01.2017г. ГУВМ МВД России направлен ответ о том, что вариантом урегулирования правового статуса видится признание Джалиловой З.А. лицом без гражданства с последующей отменой решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Мероприятия по исполнению решения УФМС России по Кемеровский области от 06.06.2014г. о депортации Джалиловой З.А. исчерпаны и возможность исполнения данного решения отсутствует.
Просит продлить срок содержания гражданки Таджикистана Джалиловой Замиры Ахроровны, ДД.ММ.ГГГГ.р., в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области по 21.09.2017г.
Представитель административного истца Смолина П.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании административное исковое заявление по изложенным в нем доводам поддержала, на административном иске настаивала, просила требования удовлетворить. Указала, что исполнить решение о депортации невозможно. В случае отказа в иске просила суд сохранить пребывание ответчика в Центре до вступления решения в законную силу.
В судебном заседании административный ответчик Джалилова З.А. административный иск не признала, пояснила, что ее содержат в учреждении уже очень долго, однако решение о депортации так и не исполнено и возможность его исполнения утрачена.
Помощник прокурора Заводского района г.Кемерово Якименко С.Г., действующая на основании удостоверения, в судебном заседании поддержала требования административного истца о помещении административного ответчика в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области, поскольку, законных оснований его пребывания на территории РФ не имеется, просила продлить срок помещения административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области на конкретный срок.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, заключение помощника прокурора Заводского района г.Кемерово, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении предусмотрено гл.28 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 266 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Согласно положений ст. 31 Федерального закона от 05.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.3 ст. 62 Конституции РФ).
Согласно ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 25.10 указанного Закона, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003г. №3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение. Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов. Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
В судебном заседании установлено, что Джалилова З.А. отбывала наказание в ФКУ КП-3 ГУФСИН России по Кемеровской области за совершение преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ.
Установлено, что 31.10.2012г. на основании ч. 3 ст. 25.10 ФЗ РФ от 15.08.1996г. №114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение №3580-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Джалиловой З.А. сроком до 31.08.2023г. (л.д.4).
28.08.2015г. руководствуясь п.п.11, 12 ст. 31 ФЗ РФ от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», УФМС России по Кемеровской области вынесено решение о депортации гражданки Таджикистана Джалиловой З.А. (л.д.5-6).
06.06.2014г. УФМС России по Кемеровский области, в связи с отсутствием у Джалиловой З.А. документов, подтверждающих гражданскую принадлежность направлен запрос в Генеральное Консульство Республики Таджикистан в г.Екатеринбурге для установления и подтверждения ее гражданства. 24.08.2014г. Генеральным Консульством Республики Таджикистан в г.Екатеринбурге направлен ответ о том, что согласно информации адресного справочного бюро МВД Республики Таджикистан Джалилова З.А., 23.02.1964г.р., в списках граждан Республики Таджикистан не значится (л.д.33).
01.09.2015г. решением Заводского районного суда г.Кемерово Джалилова З.А. помещена в специальное учреждение временного содержания УФМС России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, до исполнения решения о депортации.
19.10.2015г. апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда решение Заводского районного суда г.Кемерово от 01.09.2015г. изменено в резолютивной части решения следующим образом: поместить Джалилову З.А. в специальное учреждение временного содержания УФМС России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, до исполнения решения о ее депортации, но не более чем до 21.12.2015г.
18.12.2015г. решением Заводского районного суда г.Кемерово срок пребывания Джалиловой З.А. в специальном учреждении временного содержания УФМС России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, продлен до 21.03.2016г.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 7818.03.2016г. решением Заводского районного суда г.Кемерово срок пребывания Джалиловой З.А. в специальном учреждении временного содержания УФМС России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, продлен по 21.06.2016г.
21.06.2016г. решением Заводского районного суда г.Кемерово срок пребывания Джалиловой З.А. в специальном учреждении временного содержания УФМС России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, продлен до 21.09.2016г.
21.09.2016г. решением Заводского районного суда г.Кемерово срок пребывания Джалиловой З.А. в специальном учреждении временного содержания Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, продлен по 21.12.2016г.
21.12.2016г. решением Заводского районного суда г.Кемерово срок пребывания Джалиловой З.А. в специальном учреждении временного содержания Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, продлен по 21.03.2017г.
20.03.2017г. решением Заводского районного суда г.Кемерово срок пребывания Джалиловой З.А. в специальном учреждении временного содержания Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области по адресу: г.Кемерово, ул.Бийская, 37, продлен по 21.06.2017г.
Сторона истца представлены доказательства, свидетельствующие о совершении действий, направленных на исполнение решения о депортации (реадмиссии) – запросы от 25.12.2014г., 04.09.2015г. и 16.06.2016г. в связи с тем, что неизвестно государство выезда для Джалиловой З.А., а также отсутствием у нее действительного документа, необходимого для пересечения Государственной границы, УФМС России по Кемеровской области в ФМС России об оказании содействия.
13.01.2017г. ГУВМ МВД России направлен ответ о том, что вариантом урегулирования правового статуса видится признание Джалиловой З.А. лицом без гражданства с последующей отменой решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
18.10.2016г. и 06.02.2017г. ГУ МВД России по Кемеровский области, в связи с отсутствием у Джалиловой З.А. документов, подтверждающих гражданскую принадлежность направлены повторные запросы в Генеральное Консульство Республики Таджикистан в г.Екатеринбург для установления и подтверждения ее гражданства, при этом, как указывает сторона истца, ответ до настоящего времени не получен.
Сторона истца также указывает, что мероприятия по исполнению решения УФМС России по Кемеровский области от 06.06.2014г. о депортации Джалиловой З.А. исчерпаны и возможность исполнения данного решения отсутствует.
Представитель административного истца в судебном заседании административное исковое заявление по изложенным в нем доводам поддержала, вместе с тем пояснила, что возможность исполнения решения о депортации либо реадмиссии утрачена, т.к. не установлена страна выезда, все возможные действия совершены.
Административный ответчик административный иск не признала, пояснила, что ее содержат в учреждении долгое время, возможность ее депортации утрачена, цель ее содержания в Центре не ясна.
С учетом изложенных обстоятельств конкретного дела, суд полагает, что наличие распоряжения Минюста РФ о нежелательности пребывания Джалиловой З.А. в РФ, а также решения ГУ МВД России по Кемеровской области о депортации административного ответчика в данном случае не является безусловным основанием для продления содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области на заявленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25.09.2014г. №1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении. С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации. В частности, необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о реадмиссии компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.
Суд учитывает, что в настоящий период времени решение о депортации либо реадмиссии Джалиловой З.А. за пределы Российской Федерации не исполнено и имеются объективные причины для невозможности его исполнения – не установлено государство выезда.
Суд полагает, что реальная возможность депортации либо реадмиссии утрачена. Утрата возможности депортации (реадмиссии) Джалиловой З.А. не связана с бездействием истца, поскольку административным истцом совершены исчерпывающие действия, направленные на депортацию либо реадмиссию Джалиловой З.А.
Учитывая, что лица помещаются и содержаться в Центре для исполнения решения о их депортации, либо реадмиссии, тогда как в отношении Джалиловой З.А. возможность совершение указанных действий утрачена, то продление его содержания в Центре не соответствует целям такого нахождения в Центре, фактически ограничивает права Джалиловой З.А.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд не находит оснований для продления срока содержания Джалиловой З.А. в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области до 21.09.2017г.
Учитывая указанные выше положения закона, наличие в отношении административного ответчика решения о депортации за пределы Российской Федерации, которое в настоящий момент по объективным причинам исполнить не представляется возможным, длительный срок пребывания ответчика в Центре, отсутствие необходимости и возможности совершения каких-либо иных действий ГУ МВД РФ по Кемеровской области направленных на исполнение решения о депортации, наличие социальных связей у Джалиловой З.А. на территории РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для продления срока пребывания административного ответчика в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области для его депортации до исполнения решения о депортации административного ответчика.
Учитывая указанные обстоятельства, исковые требования ГУ МВД России по Кемеровской области не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 267 КАС РФ при поступлении административного иска суд выносит определение о продлении срока пребывания ответчика в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения такого административного искового заявления.
Согласно ст. 85 КАС РФ по заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если: 1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; 2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел. По настоящей категории исков указанные нормы не ограничивают обеспечительные меры, которые могут быть применены судом, лишь указывают о наличии необходимых оснований.
В данном случае, с учетом существа рассматриваемого иска, характера правоотношений, того, что существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и неопределенного круга лиц в случае принятия иного решения судом апелляционной инстанции и невозможности его последующего исполнения в виду убытия ответчика из специализированного учреждения, суд считает необходимым принять меры предварительной защиты по административному иску в виде пребывания Джалиловой З.А. в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области до вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку указанное решение не подлежит немедленному исполнению, тогда как срок пребывания Джалиловой З.А. до вступления решения в законную силу истечет. Учитывая сокращенные сроки рассмотрения дела в судах первой и второй инстанции указанные меры обеспечения в данном случае суд считает соразмерным конкретным обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 269 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного иска ГУ МВД России по Кемеровской области о продлении срока содержания гражданки Таджикистана Джалиловой Замиры Ахроровны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области по 21.09.2017 года, — отказать.
Применить меры обеспечения в виде содержания Джалиловой Замиры Ахроровны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области до вступления настоящего решения суда в законную силу.
Исполнение решения в части содержания Джалиловой Замиры Ахроровны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Кемеровской области до вступления решения суда в законную силу возложить на начальника ГУ МВД России по Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления в мотивированной форме.
Решение в мотивированной форме изготовлено 21.06.2017 года
Судья Л.Н. Матвеева