Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о возложении обязанности № 2-1231/2017 ~ М-392/2017

Смотреть все судебные практики о О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь

Дело № 2-1231/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2017 года          г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Волуйских И.И.,

при секретаре Замятиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрации города Челябинска о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Челябинска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, администрации города Челябинска о признании источника противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта) №, расположенного по адресу: город <адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска обратиться с заявлением о принятии на учет указанного источника противопожарного водоснабжения.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Челябинска установлено, что на территории Центрального района города Челябинска находится ряд бесхозяйных недвижимых вещей – объектов противопожарного водоснабжения в неисправном состоянии, эксплуатация которых без соблюдения установленных требований, в отсутствие собственника создает угрозу наступления чрезвычайных ситуаций на территории города и свидетельствует о нарушении права и интересов неопределенного круга лиц в части безопасности их жизни и здоровья. Так, по улице <адрес> расположен пожарный гидрант №. Согласно информации ОНД № УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области вышеуказанный пожарный гидрант находится в неисправном состоянии.

Прокурор Центрального района г. Челябинска Герман А.С. в судебном заседании наставал на удовлетворении иска в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц Администрации г. Челябинска и Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, третьих лиц ФГКУ № ОФПС по Челябинской области " в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав помощника прокурора Герман А.С, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что по итогам состояния наружного противопожарного водоснабжения, проведенным совместно с представителями водопроводных служб, подразделений ФПС, на территории Центрального района г.Челябинска возле здания <адрес> был выявлен неисправный пожарный гидрант № без принадлежности к какому-либо собственнику.

Статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что органы местного самоуправления являются основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии с подпунктом. 8, 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В силу подпунктов 10, 14 пункта 1 статьи 8 Устава г.Челябинска к вопросам местного значения города Челябинска относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Челябинска, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Челябинска.

Исходя из пунктов 1, 2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя помимо прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

Согласно пункту 2 статьи 62 этого же Федерального закона в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

На основании статьи 68 упомянутого Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары.

В соответствии с пунктом 8.6 СП 8.13130.2009 «Свода Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников противопожарного водоснабжения, в том числе водопроводных сетей с пожарными гидрантами.

Однако отсутствие собственника и эксплуатирующей организации указанного выше пожарного гидранта влечет неисполнение органом местного самоуправления обязательств по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования, а следовательно, неисполнение обязанности органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, что ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц, представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций в городе.

В силу пунктов 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из содержания данной правовой нормы следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование, правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования на учет в качестве бесхозяйного, обладает также только орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 53961-2010. «Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний» под пожарным подземным гидрантом понимается устройство для отбора воды из водопроводной сети с помощью пожарной колонки.

В пункте 3.2 СП 8.13130.2009 «Свода Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» гидрантом признается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.

Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п.8.4 и принятием мер против замерзания воды в них (п. 8.6 СП 8.13130.2009).

Согласно пункту 1 статьи 127 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В этой связи гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидрант как недвижимое имущество.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Челябинской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – пожарный гидрант №, расположенный по адресу: <адрес>

Смотреть все судебные практики о О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь

В письме КУИЗО г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года № указано, что пожарный гидрант №, расположенный по адресу: г.<адрес>, не учитывается в реестре муниципального имущества г.Челябинска.

Из уведомления Управления Росреестра по Челябинской области также усматривается об отсутствии сведений о правах на недвижимое имущество – пожарный гидрант №, расположенный по адресу: г.<адрес>.

Таким образом, спорный пожарный гидрант не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимой вещью.

Согласно пункту. 4, 5 постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозных недвижимых вещей» принятие на учёт объектов недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225 и 236 ГК РФ, осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Не обращение органа местного самоуправления в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии спорного пожарного гидранта на учет как бесхозяйной недвижимой вещи свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Постановлением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 N 45-п "Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска" (вместе с "Положением о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска") в частности статьей 14 установлены основные задачи Комитета, который осуществляет следующие функции:

- организует проведение кадастровых работ, имущества, в целях его постановки на учет в органе государственной регистрации в качестве бесхозяйного (пункт7);

- подает заявления от имени муниципального образования "город Челябинск" о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования "город Челябинск" (пункт 13).

В связи с тем, что на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска возложены функции по постановки недвижимого имущество на учет в орган государственной регистрации, кроме того, отсутствие объектов источников противопожарного водоснабжения представляет реальную угрозу для возникновения ситуаций от воздействия опасных факторов пожара и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, суд приходит к выводу о признании пожарного гидранта бесхозяйной недвижимой вещью и возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска поставить указанное имущество на учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Центрального района г. Челябинска удовлетворить.

Признать пожарный гидрант №, расположенный по адресу: г.<адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью.

Возложить на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйной недвижимой вещи пожарного гидранта №, расположенного по адресу: г.<адрес> в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.И. Волуйских

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по гражданским делам с 10 по 31 декабря 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.