Дело № 2-1042/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2017 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Рословой О.В.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева ФИО7 к акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» об обязании предоставить документы,
УСТАНОВИЛ:
Королев О.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» (далее АО «Банк Русский Стандарт») об обязании предоставить документы.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен кредитный договор №, по условиям которого истцу была предоставлена кредитная карта с лимитом денежных средств в размере 120 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было направлено заявление о предоставлении выписки по лицевому счету, справки о наличии задолженности, копии кредитного договора. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика было повторно направлено заявление, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответ на заявления истцом получен не был.
В связи с изложенным истец просил суд обязать АО «Банк Русский Стандарт» предоставить выписку с указанием движения денежных средств по лицевому счету, справку о задолженности по состоянию на март 2017 года, копию кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Королев О.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика АО «Русский Стандарта» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду не сообщил, представил возражения на исковое заявление, в котором просил суд в удовлетворении исковых требований Королева О.В. отказать в полном объеме.
Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Согласно ст. 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Судом на основании представленных ответчиком доказательств установлено, что между ЗАО «Банк Русский Стандарт», правопреемником которого является АО «Банк Русский Стандарт», и Королевым О.В. был заключен договор № на выпуск кредитной карты от ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор заключен путем акцепта банком оферты, содержащейся в заявлении-анкете, заполненной и подписанной истцом Королевым О.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес банка было направлено заявление о предоставлении копий документов по кредитному делу заемщика (л.д.6-7). ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес банка была направлена претензия о предоставлении копий документов по кредитному делу заемщика, а именно копии кредитного договора, справки о наличии задолженности по кредитному договору, выписки по лицевому счету (л.д. 8-9). Ответ на претензию истцом не получен.
Согласно положениям ст. 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Согласно положениям ст. 857 ГК РФ банк гарантирует <данные изъяты> банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую <данные изъяты>, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую <данные изъяты>, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу ст. 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют <данные изъяты> об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить <данные изъяты> об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Действующим законодательством Российской Федерации установлена ответственность кредитных организаций за разглашение банковской <данные изъяты>.
Так, банковская <данные изъяты> представляет собой один из законодательно установленных видов ограничения доступа к определенной категории сведений о клиентах, формирующихся в кредитной организации в процессе осуществления банковской деятельности. Таким образом, все сведения о клиентах банка, которые стали известны банку в процессе обслуживания клиентов, в том числе паспортные данные физического лица, сведения о семейном положении и т.п., хранящиеся в юридическом деле клиента, сведения о содержании и условиях кредитного договора и договора об обеспечении исполнения обязательств и т.д., составляют банковскую <данные изъяты>, при этом не является исключением информация о клиенте, которая, в соответствии с законодательством является общедоступной. Несмотря на открытый характер такой информации, ее нахождение в банке придает ей статус «информации о клиенте», и, следовательно, свободный доступ к такой информации ограничен режимом банковской <данные изъяты>.
Для соблюдения и защиты прав клиентов, гарантии <данные изъяты> банковского счета, вклада, операций по счету и сведений о клиенте банками, в том числе, в соответствии с Положением Центрального Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитная организация обязана идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании.
Как указывалось выше, в соответствии с п.2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую <данные изъяты>, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые определены законом.
Предоставляя соответствующие сведения, Банк должен надлежащим образом идентифицировать лицо, имеющее право на их получение, поскольку в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую <данные изъяты>, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.
Соблюдение процедуры идентификации личности клиента, обратившегося с заявлением о выдаче соответствующих документов, является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обращаясь в суд с иском об истребовании документов, истец ссылается на нарушение банком права на получение информации, не получение ответа на претензию, направленную по почте в адрес ответчика, в которой истец просил предоставить копии документов по кредитному делу заемщика.
Проанализировав обстоятельства дела, применительно к положениям ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств личного обращения в Банк, а также того, что при его личном обращении Банк уклонился от предоставления указанных документов.
Принимая во внимание изложенное, учитывая также, что запрашиваемые истцом документы составляют банковую <данные изъяты>, как следствие, могут быть предоставлены только клиенту, а при направлении запроса в Банк посредством почтовой связи у последнего отсутствует возможность идентифицировать клиента, доказательств личного обращения в Банк с требованием о предоставлении документов по кредитному договору, которые ответчик проигнорировал бы либо ответил на них отказом, истцом в суд, представлено не было.
Доказательств того, что соглашением сторон определен порядок предоставления истцу информации, составляющей банковскую <данные изъяты>, путем направления в его адрес по его письменному запросу, в деле не имеется. Сведений об обстоятельствах отказа в выдаче истцу со стороны Банка копии кредитного договора, выписки по лицевому счету, справки о задолженности, истцом суду не приведено.
Доказательств, свидетельствующих о совершении Банком действий, нарушающих права истца, как потребителя банковских услуг, и повлекшие для него неблагоприятные последствия, не представлено, как не представлено и доказательств того, что при заключении кредитного договора Банком не была предоставлена полная и достоверная информация об условиях кредитования, а также то, что истец обращался с заявлением в Банк о предоставлении указанной информации, но ему было отказано в этом ответчиком.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчиком представлены для приобщения к материалам дела запрашиваемые истцом копии документов: анкета и заявление на выпуск карты, подписанный истцом тарифный план с графиком погашения, выписка по счету карты истца.
При этом, Королев О.В. не лишен права и возможности лично обратиться в отделение банка с заявлением о выдаче копий соответствующих документов по кредитному делу.
Принимая во внимания вышеизложенные обстоятельства и положения процессуального права, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Королева О.В.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Королева ФИО8 к акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» об обязании предоставить документы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд года Саратова в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, то есть 30 мая 2017 года.
Судья О.В. Рослова