РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2015 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Грабовской Г.А., при секретаре Васильевой О.С., с участием представителя административного ответчика ФМС России – Дубовицкой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное
дело № 2а-
6158/15 по административному иску Юсуфи Мохаммад Юнус о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной Миграционной Службы России № 1734 от 29 мая 2015 года, которым решение Управления ФМС России по городу Москве от 30 марта 2015 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, признано правомерным,
УСТАНОВИЛ:
Юсуфи Мохаммад Юнус обратился в суд с административным иском о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы № 1734 от 29 мая 2015 года, которым решение Управления ФМС России по городу Москве от 30 марта 2015 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ признано правомерным, мотивируя свое обращение тем, что при вынесении решения ФМС России не учла того обстоятельства, что у истца имеются гуманные основания для предоставления ему временного убежища по состоянию здоровья, кроме того, у истца имеются обоснованные опасения, что в случае возвращения в страну исхода его жизнь и здоровье могут быть подвергнуты опасности.
Административный истец Юсуфи Мохаммад Юнус в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФМС России – Дубовицкая О.С.
в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного искового заявления по мотивам, изложенным в возражениях.
В силу п. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, в силу п. 6 ст. 226, а также ч. 1,2 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть настоящее
дело в отсутствие
административного истца либо его представителя, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не представивших.
Суд, выслушав представителя ответчика, оценив собранные по делу доказательства, в том числе письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление Юсуфи Мохаммад Юнус удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что Юсуфи Мохаммад Юнус, 16 января 1967 года рождения, гражданин Афганистана, уроженец пр. Балх, по национальности - таджик, вероисповедание - ислам (суннитского толка), родной язык – дари, русским языком владеет на бытовом уровне, образование, со слов, среднее. Прежнее постоянное место жительства Юсуфи Мохаммад Юнус в стране гражданской принадлежности - г. Мазари-Шариф. С 12 декабря 2014 г женат на гражданке РФ Хабибуллиной А.Т., от брака имеет сына 2015 года рождения. Супруга и сын истца проживают в Республике Башкортостан. Мать, два брата и шесть сестер истца проживают в стране гражданской принадлежности истца в г. Мазари-Шариф.
Как усматривается из представленных материалов личного дела истца, Юсуфи Мохаммад Юнус прибыл на территорию Российской Федерации в г. Москву с территории Иордании в 1998 г. с территории Казахстана, где проживал с 1993 г.
Со слов истца, в настоящее время на территории Российской Федерации он пребывает в г. Москве по адресу: ул. Камчатская, д. 2, кв. 2 (без постановки на миграционный учет), подрабатывает в автосервисе маляром и жестянщиком, без оформления трудовых отношений.
24 марта 2015 г. Юсуфи М.Ю. обратился в У ФМС России по г. Москве с письменным заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, при этом от прохождения процедуры признания беженцем на территории Российской Федерации отказался.
Свое заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации истец обосновал невозможностью возвращения на Родину в связи с тем, что власти Афганистана преследуют его из-за того, что он служил в армии при правлении Наджибуллы, а также потому, что в Российской Федерации у него зарегистрирован брак с гражданкой Российской Федерации и находится ребенок.
Решением УФМС России по г. Москве от 30 марта 2015 г. истцу было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона.
Истец, считая данное решение неправомерным, в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона и пунктом 83 Административного регламента, обратился с жалобой в ФМС России на решение УФМС России по г. Москве.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Решением ФМС России от 29 мая 2015 г. 3 № 1734 решение УФМС России по г. Москве от 30 марта 2015 г. признано правомерным, в удовлетворении жалобы Юсуфи Мохаммад Юнус отказано.
Данные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно пункту 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При рассмотрении материалов личного дела Юсуфи Мохаммад Юнус ФМС России в полной мере рассмотрела все обстоятельства дела истца, сообщенные им сведения, а также критерии, определяющие статус “беженца” в Российской Федерации. При заполнении Анкеты истец указал, что правоохранительными органами не разыскивается, в инциденты с применением насилия вовлечен не был, уголовному преследованию не подвергался (пункт 18, 19, 20 Анкеты истца). Юсуфи Мохаммад Юнус не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения за свою безопасность на территории Афганистана являются более существенными, чем у других жителей страны, проживающих в Афганистане.
При принятии решения суд принимает во внимание, что Юсуфи М.Ю.
пребывает на территории Российской Федерации с 1998 г., при этом до 2015 года в компетентные органы Российской Федерации по вопросу получения убежища на территории Российской Федерации истец не обращался. Из опросного листа истца усматривается, что в 1992 г. истец уехал из Афганистана и впервые приехал в Российскую Федерацию, далее в 1993 г. истец выехал в Казахстан к дальним родственникам. Со слов истца, когда в Казахстане стало тяжело с работой, он опять приехал в Российскую Федерацию. Находясь на территории Казахтана, а также на территории Российской Федерации более 20 лет, Юсуфи М.Ю. никаких действий по обращению за убежищем на территории данных государств не предпринимал. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что временное убежище на территории Российской Федерации истцу необходимо получить с целью легализации на территории Российской Федерации, а именно легализации для осуществления трудовой деятельности.
Между тем, если истец желает легализовать свое положение на территории Российской Федерации, то ему следует решать данный вопрос в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, в частности, в соответствие с положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Доводы Юсуфи Мохаммад Юнус о том, что на территории РФ проживает его супруга и ребенок – граждане РФ, суд находит необоснованными, поскольку данное обстоятельство не может рассматриваться как единственное и достаточное основание для предоставления временного убежища. Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 г. № 1317-О-П: «Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года № 7-П)». Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд отмечает, что истец имеет возможность оформить свое правовое положение на территории Российской Федерации, в частности, получив разрешение на временное проживание, либо обратиться с иными заявлениями для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации. Кроме того, суд отмечает, что истец проживает в г. Москве, а ребенок, родившийся на территории Республики Башкортостан, проживает там со своей матерью, таким образом, принцип единства семьи истцом не соблюдается.
Доводы истца, о том, он в течение двух лет проходил службу во внутренних войсках МВД в г. Мазари-Шариф в звании сержанта и осуществлял охрану аэропорта, суд не находит достаточными для вывода о наличии преследования истца со стороны властей Афганистана, так как в операциях против противников действовавшего режима и гражданского населения он участия не принимал. Кроме того, с момента падения режима президента Афганистана Наджибуллы прошло более 22 лет.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что решения УФМС по г.
Москве и ФМС России приняты с учетом отсутствия угрозы для жизни истца при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение Федеральной миграционной службы № 1734 от 29 мая 2015 года, которым решение Управления ФМС по городу Москве от 29 марта 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным, обязании устранить допущенные нарушения, соответствует Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев», Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), и содержит мотивы принятого решения.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Юсуфи Мохаммад Юнус о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной Миграционной Службы России № 1734 от 29 мая 2015 года, которым решение Управления ФМС России по городу Москве 30 марта 2015 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, признано правомерным, должно быть отказано в связи с их необоснованностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Юсуфи Мохаммад Юнус о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной Миграционной Службы России № 1734 от 29 мая 2015 года, которым решение Управления ФМС России по городу Москве 30 марта 2015 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, признано правомерным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца.
Апелляционная жалоба подается через канцелярию Басманного районного суда города Москвы.
Судья Г.А. Грабовская.