8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов № 2-3687/2017

Цены на услуги адвоката автоюриста

Дело № 2-3687/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2017 года г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Ершова А.А.,

при секретаре Апокине Д.В.,

с участием представителя истца Захарова Я.Г.,

представителя ответчика МБУ «Служба благоустройства города» - Севостьяновой В.В.,

представителя третьего лица МУПП «Саратовводоканал» Шишкиной Н.П.,

представителя третьего лица ПАО «Т Плюс» Масловой С.В.,

представителя третьего лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Линючевой Т.Л.,

представителя третьего лица Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» Калашниковой К.В.,

рассмотрев открытом предварительном судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байбикова С.В. к муниципальному бюджетному учреждению «Служба благоустройства города» о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов.

УСТАНОВИЛ:

Байбиков С.В. обратился в суд с иском к МБУ «Службы благоустройства города» о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов.

В обоснование требований истец указал, что <дата> около <адрес> Байбиков С.В., управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, собственником которого является истец, совершил наезд на провал проезжей части, залитый водой с открытым люком, в результате чего транспортное средство Байбикова С.В. получило механические повреждения.

Согласно проведенного исследования установлено, что общий размер ущерба, причиненный транспортному средству истца, без учета износа заменяемых деталей составил 76.668 руб. 00 коп., с учетом износа заменяемых деталей 40.406 руб. 00 коп.

Полагая, что именно ответчик как специализированная организация несет ответственность за возмещение материального ущерба, истец просил взыскать в свою пользу с МБУ «Служба благоустройства города» в счёт возмещения материального ущерба 76.668 руб., расходы на эвакуацию транспортного средства в размере 3.000 руб., расходы истца на проведение оценки 12.300 руб. 00 коп., расходы на проведение осмотра транспортного средства 2.500 рублей 00 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 15.000 руб., на оплату государственной пошлины в размере 2.501 руб., почтовые расходы в размерах 145 руб. 24 коп. и 224 руб. 40 копр,

В ходе судебного разбирательства представитель истца заявил ходатайство о направлении дела по подсудности в Октябрьский районный суд г. Саратова.

Определением Заводского районного суда г. Саратова от <дата>г. гражданское дело по иску Байбиков С.В. к МБУ «Службы благоустройства города» о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Саратова.

Истец в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте его проведения надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования уточнил и просил в счёт стоимости восстановительного ремонта взыскать 55.524 руб. 62 коп. Остальные требования оставил без изменения и поддержал в судебном заседании.

Представитель ответчика МБУ «Служба благоустройства города» возражала против заявленных исковых требований и пояснила, что организация является ненадлежащим ответчиком по делу. В месте разрытия имеются коммуникации по водоснабжению и теплоснабжению, что свидетельствует о необходимости возложения гражданской ответственности на МУПП «Саратовводоканал», ПАО «Т Плюс».

Представители третьих лиц МУПП «Саратовводоканал» и ПАО «Т Плюс» в судебном заседании не возражали против заявленных требований и пояснили, что вина организаций в причинении истцу материального ущерба отсутствует. На участке дороги каких-либо работ, связанных с ремонтом коммуникаций, МУПП «Саратовводоканал» и ПАО «Т Плюс» не производили, разрешение на производство вскрышных работ не оформляли.

Представители третьих лиц администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по финансам администрация муниципального образования «Город Саратов» возражали против заявленных требований и пояснили, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вину администрации муниципального образования «Город Саратов» в причинении истцу ущерба. Ответственность за причиненный истцу ущерб подлежит возложению на организацию, в эксплуатации которой находятся подземные коммуникации.

Третьи лица Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом города Саратова явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещались о времени и месте его проведения надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Суд с учётом положений ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьих лиц, изучив материалы дела, а также материал по факту ДТП, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судом установлено, что Байбиков С.В. с <дата> является собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, что подтверждается паспортом транспортного средства и сторонами не оспаривалось.

<дата> в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. около <адрес> в результате наезда на разрушение дорожного покрытия (провал) было повреждено транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащее истцу. Данные обстоятельства подтверждаются материалом по факту ДТП, в том числе справкой о ДТП, схемой места ДТП, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, письменными объяснениями истца.

При оформлении ДТП сотрудником полиции был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, в котором зафиксировано, что на дорожном полотне имеется провал размером 1,8 м * 2,7 м * 1,5 м. Наличие указанного провала и его размеры также зафиксированы в схеме места происшествия.

Полагая, что в результате указанного происшествия имуществу истца был причинен ущерб и данный ущерб подлежит компенсации за счёт средств ответчика МБУ «Служба благоустройства города», истец обратился в суд.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно представленной схеме места происшествия выбоина на дорожном полотне имелась около <адрес>.

В силу положений Постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года № 3010 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" автомобильная дорога по <адрес> (от <адрес> до <адрес>»)является автомобильной дорогой общего пользования с асфальтобетонным покрытием.

Распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» № 113 от 30 декабря 2016 года утверждено муниципальное задание № 2 на 2017 года и плановый 2018 и 2019 годы.

В частности, МБУ «Служба благоустройства города» поручено круглогодичное содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования, в том числе искусственных дорожных сооружений (в том числе периодический осмотр инженерных сооружений), защитных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения общего пользования, обеспечение сохранности участков улично-дорожной сети от механических и иных повреждений, вызванных несанкционированными действиями физических и юридических лиц, которые ухудшают эксплуатационное состояние улично-дорожной сети, и документальная фиксация таких действий.

При рассмотрении спора ответчик не оспаривал тот факт, что участок дороги, на котором имелся провал в проезжей части, находится в зоне обслуживания согласно распоряжения Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» № 113 от 30 декабря 2016 года.

Согласно представленного письма Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» № 01-49/3886 от 31 августа 2017 года содержание автомобильной дороги около <адрес> на момент ДТП осуществляло МБУ «Служба благоустройства города» на основании муниципального задания по распоряжению № 113 от 30 декабря 2016 года.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ-50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется, в том числе, с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

В соответствии с п. 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Таким образом, имевшийся <дата> провал на проезжей части не соответствовал по своим габаритам требованиям указанного ГОСТ.

Обязанности по надлежащему содержанию проезжей части на момент ДТП на участке дороги в соответствии с муниципальным заданием и соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий были возложены на МБУ «Служба благоустройства города». Именно данная организация должна нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Оснований для освобождения МБУ от такой ответственности судом не установлено.

Суд не принимает во внимание позицию ответчика МБУ «Служба благоустройства города» о том, что ответственность не может быть возложена на него по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 «Сведения о выполняемых работах» муниципального задания № 2 на 2016 год установлена обязанность МБУ «Служба благоустройства города» по круглогодичному содержанию автомобильных дорог общего пользования, в том числе искусственных дорожных сооружений (в том числе периодический осмотр инженерных сооружений), защитных дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения общего пользования; обеспечение сохранности участков улично-дорожной сети от механических и иных повреждений, вызванных несанкционированными действиями физических и юридических лиц, которые ухудшают эксплуатационное состояние улично-дорожной сети, и документальная фиксация таких действий. Данные работы выполняются посредством круглогодичного механизированного содержания проезжей части автомобильных дорог местного значения общего пользования и тротуаров (в том числе инженерных сооружений) посредством ремонта конструкции проезжей части и элементов обустройства дорог.

В соответствии с частью 3 муниципального задания все работы должны обеспечивать качество и безопасность выполнения работ в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог"; ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ от 15 декабря 1999 года № ОС-28/1270-ИС; выполнять работы в рамках задания постоянно и своевременно, согласно технологическому процессу с соблюдением действующих ГОСТ и СНИП и других нормативных документов.

Сведений о том, что все работы в рамках соглашения о предоставлении субсидии и муниципального задания должны осуществляться ответчиком только после поступления в его распоряжение какой-либо заявки на выполнения конкретной работы по содержанию автомобильных дорог, представленные соглашение и муниципальное задание не содержит. Напротив, на МБУ «Служба благоустройства города» возложена обязанность по ежемесячному предоставлению отчётов о выполненных работах в рамках муниципального задания, что также указано в п. 2.3.6 соглашения. Само учреждение в соответствии с п. 2.3.6 соглашения обязано предоставлять заявки на перечисление субсидии. Таким образом, предоставление данной субсидии носит заявительный характер со стороны ответчика.

На основании п. п. 9 - 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

реконструкция автомобильной дороги - это комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, определен состав работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (пп. «в»).

Таким образом, устранение на проезжей части имеющихся просадок, которые по своим габаритам не соответствует требованиям ГОСТ-50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", является составляющей понятия содержания автомобильных дорог. Обязанность же по содержанию участка автомобильной дороги, где произошло ДТП с участием транспортного средства истца, в 2017 году возложена на МБУ «Служба благоустройства города».

В соответствии с п. 4.6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 27 сентября 2007 года № 20-185, ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Саратова (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляются специализированными организациями по договорам с соответствующим структурным подразделением администрации города Саратова.

Таким образом, именно МБУ «Служба благоустройства города» как организация, в полномочия которой входит проведение ремонтных работ дорожного покрытия в районе места ДТП, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Доказательств отсутствия своей вины в причинении ущерба истцу ответчиком МБУ «Служба благоустройства города» вопреки положениям ст. 1064 ГК РФ и ст. 56 ГПК РФ в суд не представлено.

Как не имеется доказательств и тому, что разрушение дорожного полотна имело место в связи с ненадлежащим содержанием подземных коммуникаций, в том числе системы канализации, водоснабжения, либо теплоснабжения.

Так, согласно представленного ответчиком акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений от <дата> в ходе комплексного обследования автомобильной дороги установлено, что имеется провал дорожного полотна вокруг люка подземных коммуникаций длиной 1.5 м., ширина 2.5 м., глубина 1.5 м. В связи с чем, на имя председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ответчиком была направлена факсограмма с целью оказать содействие в привлечении собственников коммуникаций для проведения необходимых работ и восстановлении дорожного полотна.

Однако наличие в районе места ДТП коммуникаций, находящийся на праве хозяйственного ведения у МУПП «Саратовводоканал» либо иных специализированных служб (согласно представленной схеме коммуникаций в виде выкипировке из топографического плана города, а также ответа Комитета по управлению имуществом города Саратова от <дата> №), также не свидетельствует о том, что провал дорожного полотна имел место в результате ненадлежащего содержания данных подземных коммуникаций. Со стороны ответчика не представлено тому каких-либо доказательств.

В рамках назначенной по делу судебной экспертизы также не представилось возможным определить наличие причинно-следственной связи между ненадлежащим содержанием подземных коммуникаций в районе места ДТП с имевшим место провалу дорожного полотна.

Каких-либо иных доказательств тому, что разрушение дорожного полотна вызвано просадками либо иными повреждениями, связанными с эксплуатацией подземной инженерной сети или смотровых колодцев к ним, ответчиком вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ и ст. 1064 ГК РФ не предоставлено.

В качестве доказательства размера материального ущерба, причинённого в результате ДТП, истцом представлены экспертное заключение № от <дата>, составленные <данные изъяты>. Согласно данному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа 76.668 руб. 00 коп., с учётом износа составляет 40.406 руб. 00 коп.,

В ходе судебного разбирательства со стороны ответчика оспаривался размер ущерба, в связи с чем судом на основании его ходатайства назначалась судебная автотехническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «Бюро рыночной оценки».

Согласно экспертного заключения № от <дата> стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учёта износа определена в размере 55.524 руб. 62 коп., с учётом износа – 31.112 руб. 53 коп.

Выводы, изложенные в экспертном заключении, сторонами не оспаривались и были положены в основу заявления истца об уточнении своих исковых требований. У суда также отсутствуют основания ставить под сомнение достоверность выводов, изложенных в экспертном заключении, в связи с чем принимаются во внимание при вынесении решения.

Таким образом, общий размер ущерба транспортному средству в результате ДТП, подлежащий взысканию в пользу истца с ответчика, составляет 55.524 руб. 62 коп.

В связи с имевшим местом ДТП истец также понес расходы в размере 3.000 руб., связанных с эвакуацией поврежденного транспортного средства. Данные расходы находятся в причинно-следственной связи с ДТП и подлежат компенсации истцу за счёт средств ответчика в порядке ст. 15 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе суммы, признанные судом необходимыми расходами.

Истцом была уплачена государственная пошлина в размере 2.501 руб. 00 коп. из расчёта цены иска, определенной истцом при его подачи. Однако исходя из размера удовлетворенных исковых требований имущественного характера размер государственной пошлины по данному требованию в соответствии с положениями налогового законодательства составляет 1.955 руб. 74 коп. Имеющуюся переплату истец имеет право на возмещение из бюджета в установленном порядке.

Истцом также понесены расходы на оплату за проведенную экспертизу на сумму 12.300 руб., расходы на проведение осмотра в размере 2.500 руб., а также почтовые расходы в размере 244 руб. 40 коп. и 145 руб. 24 коп. Данные расходы подлежат взысканию в его пользу с ответчика в порядке ст. 94 ГПК РФ. Доказательств о явной несоразмерности заявленных ко взысканию расходов материалы дела не содержат.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно договора поручения от <дата> истцом понесены расходы на получение юридической помощи в размере 15.000 руб. Суд с учётом сложности дела и разумности, объема оказанных юридических услуг, а также степени участия в деле представителя, считает возможным взыскать с ответчика указанные расходы, снизив их до 8.000 руб.

В материалах дела также имеется ходатайство ООО «Бюро рыночной оценки» о взыскании расходов на проведение судебной экспертизы на сумму 20.000 руб. данные расходы подлежат возмещению в пользу экспертного учреждения за счёт ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

взыскать в пользу Байбикова С.В. с муниципального бюджетного учреждения «Служба благоустройства города» в счёт возмещения материального ущерба 55.524 руб. 62 коп., расходы на эвакуацию в размере 3.000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 8.000 руб., расходы на проведение экспертизы в размере 12.300 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 1.955 руб. 74 коп., расходы на проведение осмотра в размере 2.500 руб., почтовые расходы в размере 224 руб. 40 коп. и 145 руб. 24 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> с муниципального бюджетного учреждения «Служба благоустройства города» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 20.000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                  А.А. Ершов

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн