Дело № 2-3562/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2017 года город Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Ершова А.А.,
при секретаре судебного заседания Сидорчук Е.А.,
с участием представителя истца Дорошенко А.А.,
представителя ответчика МУПП «Саратовводоканал» Тупикова В.С.,
представителя ответчика Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» Еремкиной К.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Харитоновой Т.А.,
представителя третьего лица Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» Калашниковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барулина А.Г. к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальному унитарному производственному предприятию «Саратовводоканал», муниципальному бюджетному учреждению «Служба благоустройства города» о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Барулин А.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», МУПП «Саратовводоканал», МБУ «Служба благоустройства города» о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, судебных расходов.
В обоснование требований истец указал, что <дата> в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. на <адрес> водитель ФИО, управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащим истцу, допустила наезд на препятствие в виде разрытия на проезжей части, в результате чего автомобиль получил повреждения.
Стоимость восстановительного ремонта указанного автомобиля составляет 295.230 руб. 95 коп., которая была определена в рамках проведенной судебной экспертизы по гражданскому делу по иску Барулина А.Г. к МБУ «Служба благоустройства города». Определением суда ранее данное исковое заявление было оставлено без рассмотрения.
Полагая, что именно ответчики ответственны за причиненный истцу ущерб, Барулин А.Г. просит взыскать с них сумму материального ущерба в размере 295.930 руб. 95 коп. в солидарном порядке, а также компенсировать за их счёт понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя, за проведение оценки и по оплате государственной пошлины.
Истец в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» возражали против заявленных требований и пояснили, что отсутствует вина ответчиков в причинении истцу ущерба. Они пояснили, что размеры разрушения на дорожном полотне свидетельствует о проведении в месте ДТП вскрышных работ. По имеющейся информации данные работы производил ответчик МУПП «Саратовводоканал». Ответственность за причиненный истцу ущерба подлежит возложению на организацию, в эксплуатации которой находятся подземные коммуникации.
Представитель третьего лица Комитета по финансам администрации муниципального образования поддержала данную позицию ответчиков.
Представитель ответчика МУПП «Саратовводоканал» в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что материалами дела не подтверждается виновные действия ответчика в причинении истцу ущерба.
Ответчик МБУ «Служба благоустройства города» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещался о времени и месте его проведения надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Суд с учётом положений ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, материалы гражданского дела №, а также материал по факту ДТП, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что собственником автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, является Барулин А.Г., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства и сторонами не оспаривалось (гражданское дело №, л.д. 27).
Согласно материалу по факту ДТП установлено, что <дата> в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. около <адрес> в <адрес> водитель ФИО, управляя указанным транспортным средством, допустила наезд на препятствие, а именно на разрытие дорожного покрытия, имеющего габариты - ширина <данные изъяты> м, длина <данные изъяты> м, глубина <данные изъяты> м, в результате чего транспортное средство получило технические повреждения. Данные обстоятельства подтверждаются материалом по факту ДТП, в том числе справкой о ДТП, схемой места ДТП, постановлением о прекращении дела об административном правонарушении, письменными объяснениями водителя ФИО
Согласно составленного инспектором ГИБДД акта выявленных недостатков в содержании дорог от <дата> установлено, что на проезжей части обнаружено разрытие размером: ширина 3 м, длина 3 м, глубина 0,15 м.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ-50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Указанный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется, в том числе, с <дата> на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Таким образом, имевшееся <дата> разрытие на проезжей части в районе <адрес> в <адрес> не соответствовало по своим габаритам требованиям указанного ГОСТ. Наличие в районе ДТП предупреждающих знаков на схеме места ДТП не зафиксировано.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно представленной схеме места происшествия разрытие на дорожном полотне имелось около <адрес> в <адрес>.
В силу положений Постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 22 сентября 2014 года № 3010 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Саратов" автомобильная дорога по <адрес> является автомобильной дорогой общего пользования с асфальтобетонным покрытием (согласно имеющегося Перечня).
В целях реализации своих полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» <дата> заключил с МБУ «Служба благоустройства города» соглашение № о порядке и условиях предоставления субсидий на выполнение муниципального задания на 2016 год (л.д. 40-42).
Предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления учредителем (Комитетом) субсидии из бюджета муниципального образования «Город Саратов» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. МБУ «Служба благоустройства города» приняло обязательство по выполнению муниципального задания в порядке и на условиях, установленных соглашением и муниципальным заданием, а Комитет принял обязательство по предоставлению субсидии на выполнение установленного задания из бюджета в соответствии с графиком финансового обеспечения.
Кроме того, МБУ «Служба благоустройства города» обязано добросовестно и своевременно выполнять работы в соответствии с муниципальным заданием за счёт предоставляемой субсидии; предоставлять Комитету заявки на перечисление субсидии по соответствующей форме.
Распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» № 22 от 28 декабря 2015 года утверждено муниципальное задание № 2 на 2016 года и плановый 2017 и 2018 годы (л.д. 43-56).
В частности, МБУ «Служба благоустройства города» поручено круглогодичное содержание автомобильных дорог местного значения общего пользования и тротуаров (в том числе инженерных сооружений), круглогодичное содержание территорий, занимаемых зелеными насаждениями, а также организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе (часть 2 муниципального задания).
При рассмотрении спора установлено, что участок дороги, на котором имелось разрытие в проезжей части, находится в зоне обслуживания МБУ «Служба благоустройства города» согласно достигнуто соглашения о предоставлении субсидии и муниципального задания на 2016 год. Таким образом, обязанности по надлежащему содержанию проезжей части на момент ДТП на участке дороги в соответствии с муниципальным заданием и соглашением о порядке и условиях предоставления субсидий были возложены на МБУ «Служба благоустройства города». Данные обстоятельства также подтверждаются письмом Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> (гражданское дело №, л.д. 46).
Однако, в рамках рассматриваемого спора данный ответчик оспаривал свою вину в причинении истцу материального ущерба, ссылаясь на то, что причиной ДТП явилось ненадлежащее содержание коммуникаций, расположенных под проезжей частью, ремонт которых осуществляло МУПП «Саратовводоканал».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы организации в границах городского округа водоснабжения и водоотведения.
Статья 1 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, предусматривает, что муниципальное образование «Город Саратов» является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
По смыслу пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Данные полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность органов местного самоуправления заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Для решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет городского округа поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно Постановлению Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» сети водопровода, как объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
Статья 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района. В силу ст. 13 вышеназванного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168, в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства, каковой является в том числе ответчик МУПП «Саратовводоканал», входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек (пп. 1.1.28, 3.2.14).
В силу Правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22.09.1998 г. № 93 территории сооружений систем водоснабжения и канализации должны быть ограждены, благоустроены и озеленены, обеспечены наружным освещением и безопасными подходами к сооружениям, а также необходимыми дорожными знаками и знаками безопасности (п.2.3), колодцы, камеры коллекторов должны быть, в зависимости от условий, закрыты люками, бетонными плитами или листами рифленого железа, обвалованы или ограждены сплошной либо решетчатой оградой.
Согласно п. 8.7.5 Приказа Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 (ред. от 17.03.2014) "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" организациям, в ведении которых находятся подземные сети, следует регулярно следить за тем, чтобы крышки люков коммуникаций всегда находились на уровне дорожного покрытия, содержались постоянно в исправном состоянии и закрытыми. Крышки люков, колодцев, расположенных на проезжей части улиц и тротуаров, в случае их повреждения или разрушения следует немедленно огородить и в течение 6 часов восстановить организациями, в ведении которых находятся коммуникации.
Согласно п. 1.14 Постановления администрации МО «Город Саратов» № 1462 от 06.07.2012 г. владельцы подземных инженерных коммуникаций обязаны обеспечивать содержание колодцев и люков в исправном состоянии, в одном уровне с покрытием автомобильной дороги, тротуаром, газоном, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций; осуществлять контроль за наличием и исправным состоянием люков на колодцах и своевременно проводить их замену.
Как следует из выкопировки из топографического плана г. Саратова с обозначением участка местности по вышеуказанному адресу, представленной в суд комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов», исследованных в совокупности с материалами дела, разрытие, на которое наехало транспортное средство истца, находится на линии расположения водопровода, а следовательно, находится на балансе МУПП «Саратовводоканал». Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из положений данной нормы права следует, что гражданско-правовая ответственность за причинение вреда наступает при наличии следующих условий: противоправности поведения причинителя вреда; наступления вреда; наличии причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом; вины причинителя вреда.
В соответствии с п. 1.14 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06 июля 2012 года № 1462 (ред. от 13.03.2014) «О порядке проведения работ на подземных коммуникациях и обустройства строительных площадок» владельцы подземных инженерных коммуникаций обязаны:
- обеспечивать содержание колодцев и люков в исправном состоянии, в одном уровне с покрытием автомобильной дороги, тротуаром, газоном, а также их ремонт в границах разрушения дорожного покрытия, вызванного неудовлетворительным состоянием коммуникаций;
- осуществлять контроль за наличием и исправным состоянием люков на колодцах и своевременно проводить их замену.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По информации, полученной от <данные изъяты>, данная организация неоднократно производила работы по восстановлению дорожного полотна после вскрышных работ МУПП «Саратовводоканал», в рамках заключенного договора № от <дата>, в том числе и по <адрес> в <адрес> (л.д. 14, 33).
Анализируя исследованные по делу доказательства, учитывая характер повреждения дорожного покрытия (его размера, локализацию) суд приходит к выводу, что ненадлежащее содержание МУПП «Саратовводоканал» принадлежащих им коммуникаций в виде водопровода, а также бездействие ответчика, выразившееся в неустранении недопустимых повреждений дорожного покрытия проезжей части на указанном участке местности, привело к причинению механических повреждений автомобилю истца. Данное бездействие находится в причинно-следственной связи с причинением материального ущерба истцу. В условиях доказанности факта причинения автомобилю истца материального ущерба, суд считает МУПП «Саратовводоканал» надлежащим ответчиком по делу и возлагает на него обязанность возмещения материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины МУПП «Саратовводоканал» в причинении вреда имуществу истца, в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Восстановление дорожного покрытия в результате его разрытия не является обязанностью специализированной дорожной службы, обеспечивающей содержание (ремонт, восстановление и т.п.) автомобильной дороги.
Между тем по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В связи с этим, суд отказывает в удовлетворении требований истца к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальному бюджетному учреждению «Служба благоустройства города», поскольку они являются ненадлежащими ответчиками по делу.
В качестве доказательства размера материального ущерба, причинённого в результате ДТП, судом принимается во внимание заключение судебной автотехнической экспертизы № от <дата>, составленной <данные изъяты> в рамках рассмотрения иска Барулина А.Г. к МБУ «Слуба благоустройства города» (дело №). Согласно заключения эксперта стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца без учёта износа определена в размере 295.930 руб. 95 коп.
Названная экспертиза является судебной, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта, результаты которого считает правильным и кладет в основу решения при определении стоимости ремонта имущества.
Указанное экспертное исследование было получено судом на основании соответствующего ходатайства МБУ «Служба благоустройства города». Со стороны ответчика МУПП «Саратовводоканал» выводы, изложенные в заключении эксперта, в рамках настоящего дела не оспаривались.
Суд не принимает во внимание представленное истцом при подачи иска заключение эксперта, так как само исследование было проведено вне рамок данного дела, эксперт не предупреждался об уголовной ответственности. Само исследование проведено только лишь по повреждениям, которые были выявлены при составлении актов осмотра транспортного средства. Вопрос о соотношении данных повреждений обстоятельствам ДТП экспертом не разрешался (проведен математический расчёт стоимости ремонта).
Таким образом, общий размер ущерба транспортному средству в результате ДТП, подлежащий взысканию в пользу истца с ответчика МУПП «Саратовводоканал», составляет 295.930 руб. 95 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе суммы, признанные судом необходимыми расходами.
В целях подачи иска и определения его цены истцом понесены расходы на составление экспертного заключения, размер которых составляет 8.000 руб. Суд в соответствии со ст. 94 ГПК РФ признает данные расходы издержками, связанными с рассмотрением дела, в связи с чем взыскивает их с ответчика МУПП «Саратовводоканал».
Истцом также была уплачена государственная пошлина в размере 6.544 руб. из расчёта цены иска, определенной истцом при его подачи. Однако, при рассмотрении спора исковые требования истца были удовлетворены на сумму 295.930 руб. 95 коп. Размер государственной пошлины по данному требованию составляет 6.159 руб. 31 коп., который и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно договора от <дата> истцом понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 10.000 руб. Суд с учётом сложности дела и разумности, объема оказанных юридических услуг, а также степени участия в деле представителя, считает возможным взыскать с ответчика указанные расходы, снизив их до 7.000 руб.
В материалах дела также имеется ходатайство ООО «Бюро рыночной оценки» о распределении расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 20.000 руб. Данные расходы в пользу экспертного учреждения подлежат взысканию с ответчика МУПП «Саратовводоканал» в связи с обоснованностью заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
взыскать в пользу Барулина А.Г. с муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал» в счёт возмещения материального ущерба 295.930 руб. 95 коп., расходы на проведение досудебной экспертизы в размере 8.000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 7.000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 6.159 руб. 31 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал» в пользу общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> расходы на проведение судебной экспертизы в размере 20.000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд города Саратова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ А.А. Ершов