Дело № 2-13199/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснодар 18 мая 2017 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
судьи Глущенко В.Н.,
при секретаре Сенцовой И.А.,
с участием:
представителя ответчика МКУ муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика» - ФИО5, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дробязга Е. Ю. к администрации муниципального образования город Краснодар, МКУ муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика», ООО «Бак-Строй» о взыскании ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП,
УСТАНОВИЛ:
Дробязга Е.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, МКУ муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика», ООО «Бак-Строй» о взыскании ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 30 минут в городе Краснодаре водитель ФИО6, управляя автомобилем Мерседес государственный регистрационный знак №, двигался по по ул. 1 Мая и напротив дома № 451 допустил наезд на выбоину в покрытии проезжей части, размерами, превышающими допустимые в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. По данному факту прибывшими на место сотрудниками Дорожно-патрульной службы был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, и возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования и выдана справка о дорожно-транспортном происшествии. В рамках административного расследования было установлено, что вышеуказанный участок не находится в оперативном управлении муниципального казённого учреждения «Единая служба заказчика» администрации муниципального образования город Краснодар.
На основании изложенного истец просит взыскать с муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика», и ООО «Бак-Строй» в пользу Дробязга Е.Ю. сумму материального вреда, причиненного в результате ДТП в размере: 500676,99 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, понесенные судебные расходы 11550 рублей - расходы на проведение дефектовки, 10000 рублей – расходы по составлению экспертного заключения, 30000 рублей - расходы на оплату юридических услуг и 1500 рублей - услуги нотариуса.
Истец в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика МКУ муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика» требования иска не признал. Считает, что оснований для удовлетворения требований не имеется по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Представители администрации муниципального образования город Краснодар и ООО «Бак-Строй» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в частности, справки о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, определения о возбуждении дела об АПН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 30 минут в городе Краснодаре водитель ФИО6, управляя автомобилем Мерседес, государственный регистрационный знак №, двигался по ул. 1 Мая и напротив дома № 451 допустил наезд на выбоину в покрытии проезжей части, размерами, превышающими предельно допустимые в соответствии с требованиями п.3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационную состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», длиной 200 см, шириной 90 см, глубиной 22 см, необозначенную соответствующими техническими средствами организации дорожного движения. По данному факту прибывшими на место сотрудниками Дорожно-патрульной службы был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, и возбуждено дело об административном правонарушении и выдана справка о дорожно-транспортном происшествии.
В рамках административного расследования было установлено, что вышеуказанный участок не находится в оперативном управлении муниципального казённого учреждения «Единая служба заказчика» администрации муниципального образования город Краснодар.
ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Единая служба заказчика» и ООО «Бак-Строй» заключён муниципальный контракт № «Содержание улично- дорожной сети города Краснодара на 1, 2 кварталы 2016 года».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Указанная норма является бланкетной. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Из смысла ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, основными принципами обеспечения дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечения безопасно дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожною движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасное™ дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23 октября 1993 года «Должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о видимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения на отдельных участках дорог, когда пользования ими угрожает безопасности движения».
Государственный стандарт обязателен для выполнения как должностными, так и юридическими лицами, включает технические характеристики и параметры: покрытие проезжей части дорог и улиц; видимости на дорогах и улицах; дорожных знаков; дорожной разметке; дорожный светофоров; дорожных ограждений и бордюрного камня; сигнальных столбиков и маяков; наружного освещения.
В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям государственного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность дорожного движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 4 ст. 6 Закона о безопасности дорожного движения органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности на основании п. 5 ч. 1 ст. 131 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 3 ст. 17 ФЗ-131).
Согласно положениям ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пользователи автомобильных дорог имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований указанного Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими содержание автомобильных дорог в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения в них.
Согласно положениям Закона Краснодарского края от 07.06.2001 № 369-K3 «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края», действие которого распространяется на автомобильные дороги, находящиеся на территории Краснодарского края, за исключением автомобильных дорог федерального значения, и регулирует отношения, возникающие в связи с использованием указанных автомобильных дорог, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в предмет местного управления включено муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
По правилам пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 21 ст. 45 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2011 № 11 п. 6 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар» последний осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Краснодар, обеспечивает безопасность дорожного движения на них.
При этом под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, в силу приведенных норм права, лицом, ответственным за содержании автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления, а значит ДТП, в результате которого повреждено транспортное средство Истца, является ненадлежащее содержание администрацией муниципального образования город Краснодар автомобильной дороги находящейся на территории муниципального образования город Краснодар (дорога местного значения).
В рамках исполнения вышеуказанных обязанностей, администрацией муниципального образования город Краснодар создано муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар «Единая служба заказчика» (далее - Ответчик), действующее в интересах и от имени муниципального образования город Краснодар.
Основными задачами Ответчика является организация выполнения работ в рамках дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения муниципального образования город Краснодар в качестве муниципального заказчика, заказчика-застройщика при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании имущественного комплекса и транспортной инфраструктуры автомобильных дорог и инженерных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования город Краснодар, а также обеспечение безопасности дорожного движения и соответствия состояния дорог при их содержании установленным регламентам и нормативным документам. Строительство, реконструкция и ремонт транспортных инженерных сооружений и объектов благоустройства. находящихся на территории муниципального образования город Краснодар.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1079 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения иди праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Обязанность по содержанию у лично-дорожной сети города Краснодара возложена на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту: «Содержание улично-дорожной сети города Краснодара на 1,2 кварталы 2016 года» на подрядную организацию ООО «Бак-Строй».
Целями данного контракта является обеспечение надлежащего содержания улично-дорожной сети согласно ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационное, состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасное дорожного движения» в городе Краснодаре.
На момент ДТП вышеуказанный муниципальный контракт не был закрыт. Подрядная организация ООО «Бак-Строй» выполняла работы содержанию улично-дорожной сети города.
В соответствии с и 6.19 муниципального контракта Подрядчик начала производства работ на период работ принимает содержан автомобильных дорог у Муниципального Заказчика. Подписаны сторонами акт свидетельствует о приеме автомобильных до Подрядчиком без каких-либо дополнительных актов.
Подрядчик принимает на себя обязанность за свой счет возмещает материальный ущерб, моральный вред, выплачивать административные штрафы и т.д. по обязательствам перед третьими лицами, возникающие вследствие выполнения (в том числе с ненадлежащим качеством) или невыполнения им работ в соответствии с условиями муниципального контракта.
В случае предъявления Муниципальному заказчику требований по возмещению материального ущерба, причиненного третьим лицам по вине Подрядчика, Подрядчик несет ответственность перед третью лицами или компенсирует Заказчику размер взысканных с него в пользу третьих лиц убытков, причиненных ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по муниципальному контракту в соответствии с действующим законодательством РФ. Это положение отражено в пункте 6.17 муниципального контракта №.
В соответствии с п.6.10. (1) муниципального контракта Подрядчик обязан производить в первоочередном порядке работы, выполнение которых обеспечивает безопасность, бесперебойность дорожного, движения, принимать меры по сохранности автомобильных дорог и сооружений на них от повреждений.
Истец обратился к ИП ФИО7, результатами экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ которого установлено, что стоимость устранения дефектов АМТС составит 500676,99 руб.
В целях устранения противоречий относительно размера причиненного ущерба судом была назначена судебная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной автотехнической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ИП ФИО8, стоимость восстановительного ремонта ТС истца составляет на дату ДТП в размере 1417000 руб.
Следуя требованию ч.ч. 1.2 ст. 67 ГПК РФ о том, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд произвёл оценку указанного заключения о размере причиненного истцу ущерба в результате ДТП.
Доказательств, свидетельствующих о недопустимости указанного заключения, в материалы дела, в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.
Учитывая изложенное, с ответчика МКУ МО г. Краснодар «Единая служба заказчика» подлежит взысканию сумма ущерба в размере 1417000 руб.
Моральный вред - это физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (ст. 151 ГК РФ). Действия причинителя морального вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию переживания, страх, унижение или иное неблагоприятное в психологическое состояние. Действия ответчика должны посягать на нематериальные блага достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.п. При этом в соответствии с требованиями ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается т.е. представить суду подтверждение степени и характера причиненных физических или нравственных страданий.
В тексте пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 прямо указано, но то, что суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими- действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, в силу ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Изучив представленные доказательства причинения морального вреда, суд считает возможным взыскать сумму компенсации в размере 2000 руб.
Согласно положениям ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате оказанных услуг по проведению дефектовки ТС – 11550 руб., эксперта – 10000 рублей, а всего – 21550 рублей, поскольку указанные расходы подтверждены в судебном заседании представленными документами.
Расходы по оплате услуг представителя и нотариуса материалами дела не подтверждены и взысканию не подлежат.
Согласно ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается, в том числе, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что при подаче иска государственная пошлина уплачена истцом не была, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход государства сумму государственной пошлины в размере 15285 руб.
Кроме того, как установлено судом, на момент вынесения решения суда обязанность по оплате экспертизы не исполнена, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с ответчика оплату за производство судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Дробязга Е. Ю. к администрации муниципального образования город Краснодар, МКУ муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика», ООО «Бак-Строй» о взыскании ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП, удовлетворить в части.
Взыскать с муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика» в пользу Дробязга Е. Ю. сумму ущерба – 1417000 рублей, компенсацию морального вреда – 2000 рублей, судебные расходы – 21550 рублей, а всего – 1440550 (один миллион четыреста сорок тысяч пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.
В части удовлетворения исковых требований к администрации муниципального образования г. Краснодар – отказать.
Взыскать с муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика» в доход государства государственную пошлину в размере 15285 рублей.
Взыскать с муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Краснодар «Единая служба заказчика» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 стоимость проведенной судебной экспертизы в размере 27000 (двадцать семь тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.Н. Глущенко