Дело №2-1572/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2017г. г.Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска, в составе:
председательствующего Сырова Ю.А.
при секретаре Киш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» к Джураеву Д. И., обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «ЯКК» о взыскании убытков в порядке суброгации,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» обратилось в суд с иском к Джураеву Д.И., ООО ТПК «ЯКК» о взыскании суммы ущерба в порядке суброгации в размере 137 690 рублей, судебных расходов.
В обоснование требований истец указал, что между ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» (в настоящее время ПАО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО») и Танковичем А.В. заключен договор добровольного страхования автотранспортного средства марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №. В результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 30 июля 2016 года, по вине ответчика Джураева Д.И., управлявшего автомобилем марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, принадлежащем на праве собственности ООО ТПК «ЯКК», застрахованное транспортное средство получило механические повреждения. Данное дорожно-транспортное происшествие признано страховым случаем, произведена выплата страхового возмещения в размере 137 690 рублей, в связи с чем, у истца возникло право требования возмещения вреда с ответчиков Джураева Д.И., ООО ТПК «ЯКК». Гражданская ответственность ответчиков не застрахована по договору ОСАГО.
В судебном заседании представитель истца ПАО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» не участвовала, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Джураев Д.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО ТПК «ЯКК» Бузанова Е.Г. в судебном заседании исковые требования признала частично, указав, что гражданская ответственность владельца транспортного средства «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № на момент ДТП не была застрахована. Джураева Д.И. управляя транспортным средством действовал с ведома ООО ТПК «ЯКК» и в интересах юридического лица, без оформления трудовых отношений. Владельцем источника повышенной опасности являлось ООО ТПК «ЯКК».
Третье лицо Танкович А.В. в судебном заседании не участвовал при надлежащем извещении.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования заявленные к ответчику ООО ТПК «ЯКК» подлежат удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований к Джураеву Д.И. надлежит отказать.
В судебном заседании установлено, что между ПАО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» (страховщик) и Танковичем А.В. (страхователь) (л.д. 24) заключен договор добровольного страхования автотранспортного средства, в соответствии с которым застрахован риск повреждения автомобиля марки «<данные изъяты>», принадлежащего на праве собственности Танковичу А.В.
В период действия договора страхования, 30 июля 2016 года в 13 час. 00 минут на 34 км. а/д подъезд к г.Екатеринбургу Джураев Д.И. управляя транспортным средством марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №,принадлежащем на праве собственности ООО ТПК «ЯКК», нарушил требования п. 8.4 ПДД РФ, совершил столкновение с автомобилем «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, принадлежащем на праве собственности Танковичу А.В.
Данные обстоятельства подтверждены постановлением по делу об административном правонарушении № от 30.07.2014 г., согласно которого Джураев Д.И. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ за нарушение п. 8.4 ПДД РФ, постановлением по делу об административном правонарушении № от 30.07.2016 г. согласно которого Джураев Д.И. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ за управлением автомобилем без страхования ОСАГО, справкой о ДТП, схемой места совершения административного правонарушения, объяснениями водителей Танковича А.В., Джураева Д.И. (л.д. 85-90), и сторонами не оспаривались.
Учитывая изложенное, суд полагает установленным, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине ответчика Джураева Д.И., а вина водителя Танковича А.В. отсутствует.
Согласно ст. 929 ГК РФ, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с условиями договора страхования, на основании заявления Танковича А.В. и в соответствии с актами о страховом случае, истец произвел выплату страхового возмещения всего в размере 137 690 рублей, что подтверждено платежным поручением № от 24.08.2016 г. (на сумму 97 177 рублей 50 коп.), платежным поручением № от 13.09.2016 г. (на сумму 40 512 рублей 50 коп.) (л.д. 17,19,31,32).
В соответствии со ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Таким образом, суд полагает установленным, что к истцу перешло право требования о возмещении причиненного ущерба в пределах произведенной страховой выплаты.
В силу пункта 3 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
В силу положений ст. 940 ГК РФ, условия заключенного между сторонами договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя, если в договоре прямо указывается на применение таких правил и сами правила приложены к нему.
Согласно п. 1 ст. 947 ГК РФ сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными настоящей статьей.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Исходя из указанных правовых норм, понятие страховой выплаты не тождественно понятию убытка, поскольку размер страховой выплаты по договору страхования определяется в соответствии с Правилами страхования и законами, регулирующими страховую деятельность, а размер убытков, причиненных повреждением имущества, определяется в соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ и иными нормативными актами, регулирующими вопросы определения стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.
Согласно ст. 1064, 1079 ГК РФ вред причиненный личности или имуществу гражданина, в состав которого входят фактически понесенные расходы и затраты, которые лицо произвело или должно будет произвести для защиты своего нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина- которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях.
Собственником автомобиля марки автомобиля «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, на момент дорожно-транспортного происшествия являлось ООО ТПК «ЯКК» (л.д. 77).
Пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ предусматривает необходимость наличия документа, подтверждающего право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.
Статьей 1079 ГК РФ определен круг лиц, на которых может быть возложена обязанность по возмещению вреда в том случае, если страхового возмещения недостаточно для восстановления нарушенных прав потерпевшего.
Учитывая приведенные правовые нормы, отсутствие доказательств (в том числе доверенности на право управления указанным транспортным средством и т.д.) того, что ответчик Джураев Д.И. управлял транспортным средством на законных основаниях, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Джураева Д.И. в порядке суброгации убытков, понесенных истцом в связи с выплатой страхового возмещения.
На момент дорожно-транспортного происшествия владельцем источника повышенной опасности являлось ООО ТПК «ЯКК», которое в силу закона несет обязанность по возмещению вреда.
В обоснование размера ущерба, представлен отчет произведенный ЗАО РАО «Эксперт» № от 04.08.2016 г. в соответствии с которым, стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, с учетом износа, составляет 125 790 рублей, стоимость услуги проведению оценки составила 11 900 рублей (л.д. 34,35).
Оснований сомневаться в выводы специалиста, имеющего специальное образование и квалификацию, о стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, у суда не имеется.
Представителю ответчика было разъяснено право на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу, от реализации указанного права представитель ответчика ООО ТПК «ЯКК» отказался.
Как следует из справки о дорожно-транспортном происшествии гражданская ответственность владельца транспортного средства «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № на момент дорожно-транспортного происшествия не была застрахована по договору ОСАГО.
Поскольку истцом заявлены требования о взыскании понесенных убытков в размере фактически выплаченного страхового возмещения в сумме 137 690 рублей, что не превышает суммы ущерба, данные убытки подлежат взысканию с ответчика ООО ТПК «ЯКК».
Вместе с тем, после возмещения ущерба собственник транспортного средства не лишен права обращения в суд с требованиями о взыскании убытков с причинителя вреда в порядке регрессных требований.
Определением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 11.04.2017 г. в целях обеспечения иска наложен арест на имущество, принадлежащее ответчику Джураеву Д.И.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лица, участвующего в деле, либо по инициативе судьи или суда.
Учитывая, что в удовлетворении исковых требований к ответчику Джураеву Д.И. отказано, суд считает необходимым отменить меры по обеспечению иска, снять арест с имущества, принадлежащего ответчику Джураеву Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на общую сумму 137 690 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально части удовлетворенных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом изложенного, с ООО ТПК «ЯКК» в пользу ПАО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 953 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «ЯКК» в пользу публичного акционерного общества «Страховая компания «ЮЖУРАЛ-АСКО» сумму убытков в размере 137 690 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 3953 рубля, а всего 141 643 рублей (сто сорок одну тысячу шестьсот сорок три) рубля.
Отказать в удовлетворении исковых требований ПАО «СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» к Джураеву Д. И. о взыскании убытков в порядке суброгации.
Отменить меры по обеспечению иска в виде ареста на имущества Джураева Д. И., наложенного определением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 11.04.2017г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Тракторозаводский районный суд г.Челябинска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю. А. Сыров