Изготовлено 06.09.2017 года
Дело № 2-3296/2017
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ярославль 06 сентября 2017 года
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Кадыковой О.В.,
при секретаре Жибаревой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирнова Сергея Алексеевича к мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, ООО «Северный поток» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов С.А. обратился в суд с иском к мэрии г.Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, ООО «Северный поток» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием. Просил взыскать с надлежащего ответчика в счет возмещения материального ущерба 62050 руб., расходы на оплату услуг эксперта 5000 руб., расходы на оплату услуг представителя 8000 руб., расходы по оплате услуг ксерокопирования в сумме 1424 руб., расходы по оформлению доверенности в сумме 1200 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 2062 руб.
В обоснование заявленных требований указывает на следующие обстоятельства. 12.05.2017 года около 21 часов 45 минут Смирнов С.А. управляя, принадлежащим ему на праве собственности, автомобилем марки Chevrolet Evanda, г.р.з. № двигался по Суринскому мосту города Ярославля, в районе ул. Осташинской, д.1а и произвел наезд на яму в дорожном покрытии, в результате чего автомобиль получил механические повреждения. На место ДТП были вызваны сотрудники ГИБДД, составлена схема места ДТП. В связи с указанными событиями истец обратился к независимому эксперту С.В.В. который осмотрел поврежденный автомобиль и составил акт осмотра от 26.05.2017 года. Согласно заключению № 119/П от 29.05.2017 года стоимость восстановительного ремонта истца без учета составляет 63600 руб., утилизационная стоимость поврежденных элементов составляет 1550 руб. Истцом были понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб., на оплату услуг эксперта в сумме 5000 руб., на оформление доверенности в размере 1200 руб., на оплату услуг ксерокопирования в размере 1424 руб. и на оплату государственной пошлины в размере 2062 руб.
В судебное заседание Смирнов С.А. не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом.
В судебном заседании от 02.08.2017 года, от 06.09.2017 года участвовал представитель истца по доверенности Секачев И.Н., который поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, административный материал по факту ДТП, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнов С.А. является собственником автомобиля Chevrolet Evanda, г.р.з. №. 12.05.2017 года около 21 часов 45 минут Смирнов С.А. управляя автомобилем марки Chevrolet Evanda, г.р.з. № двигался по Суринскому мосту города Ярославля, в районе ул. Осташинской, д.1а и произвел наезд на яму в дорожном покрытии, в результате чего автомобиль получил механические повреждения. На место ДТП были вызваны сотрудники ГИБДД, составлена схема места ДТП. В связи с указанными событиями истец обратился к независимому эксперту С.В.В.., который осмотрел поврежденный автомобиль и составил акт осмотра от 26.05.2017 года. Согласно заключению № 119/П от 29.05.2017 года стоимость восстановительного ремонта истца без учета составляет 63600руб., утилизационная стоимость поврежденных элементов составляет 1550 руб. Истцом были понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб., на оплату услуг эксперта в сумме 5000 руб., на оформление доверенности в размере 1200 руб., на оплату услуг ксерокопирования в размере 1424 руб. и на оплату государственной пошлины в размере 2062 руб.
В силу п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Данный ГОСТ устанавливает предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог от 13.05.2017 года, составленному сотрудниками ГИБДД, в асфальтовом покрытии дороги на Суринском мосту в районе д.1а по ул. Осташинская г. Ярославля имелась выбоина шириной 0,6м, длиной 1 м, глубиной 0,12 м, на которую совершил наезд водитель Смирнов С.А.
Как следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12.05.2017 года, сотрудниками ГИБДД в действиях водителя Смирнова С.А. нарушений Правил дорожного движения не установлено, судом таких нарушений также не усматривается.
Пункт 10.1 ПДД обязывает водителя избирать скоростной режим с учетом интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства, дорожных и метеорологических условий, т.е. очевидных для водителя обстоятельств.
Наличие превышающей нормативные размеры выбоины (ямы) в дорожном покрытии не может быть отнесено к числу условий, которые водитель обязан учитывать при движении. Кроме того, суд отмечает, что при движении по дороге водитель транспортного средства, при отсутствии информации, предупреждающей об опасности, также не обязан предполагать наличие такой опасности.
Доказательств того, что Смирнов С.А. двигался на автомобиле со скоростью, превышающей допустимую на данном участке дороги, в суд не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает, что непосредственной причиной повреждения автомобиля истца явилось ненадлежащее состояние дорожного покрытия, поскольку в случае отсутствия ямы на проезжей части дороги, дорожно-транспортное происшествие бы не наступило.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
Пунктами 6 и 11 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о департаменте городского хозяйства мэрии г. Ярославля, утвержденному решением муниципалитета города Ярославля № 492 от 06.07.2007 года, Департамент осуществляет полномочия мэрии г. Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом департамент городского хозяйства исполняет лишь управленческие и организационно-распорядительные функции.
Выполнение функций муниципального заказчика и решение хозяйственных вопросов по организации и выполнению работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования на территории города Ярославля осуществляется муниципальным казенным учреждением «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля.
Таким образом, на мэрию г. Ярославля, как на орган местного самоуправления, законом возложена обязанность осуществлять дорожную деятельность, в том числе содержать в нормативном состоянии и ремонтировать автомобильные дороги в границах городского округа, обеспечивать безопасность дорожного движения на них.
Улица Осташинская включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Ярославля, утвержденный Постановлением мэрии г. Ярославля от 02.10.2008 г. № 2689.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В отношении участка автодороги на Суринском мосту в районе д.1а по ул. Осташинская мэрия г. Ярославля возложенные на нее обязанности не исполнила, что является основанием для наступления ответственности за причиненный вред (ст. 1064 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Мэрией г. Ярославля доказательств отсутствия вины в причинении Смирнова С.А. материального вреда не представлено.
На основании муниципального контракта № 39-Е-17 от 06.03.2017 г., заключенного между МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» и ООО «Северный поток», обязанность по осуществлению работ по текущему содержанию ул. Осташинская г. Ярославля в 2017 году была принята ООО «Северный поток».
Пункт 8.12 муниципального контракта № 39-Е-17 от 06.03.2017 года, предусматривающий, что подрядчик несет гражданско-правовую (имущественную) административную и иную ответственность за последствия ДТП, произошедшие: вследствие неисполнения или ненадлежащего подрядчиком своих обязательств по контракту, в силу ст. 308 ГК РФ не освобождает мэрию г. Ярославля от обязанности по возмещению вреда истцу на основании положений статей 125, 210, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 763 ГК РФ муниципальным контрактом определяются правоотношения между сторонами контракта в связи с выполнением определенных работ. Истец участником данных правоотношений не является. За неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств подрядчик может нести ответственность перед муниципальным заказчиком, а не перед истцом (п. 4 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
Как следует из экспертного заключения ИП С.В.В. стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа составляет 63600 руб., утилизационная стоимость поврежденных элементов составляет 1550 руб.
Суд не имеет оснований не доверять данному заключению, поскольку оно составлено компетентным специалистом, обладающим необходимыми познаниями в области оценки повреждений автотранспортных средств. Лицами, участвующими в деле, возражения по выводам данного заключения эксперта-техника о причинах возникновения повреждений и о стоимости восстановительного ремонта автомобиля, а также какое-либо альтернативное заключение не представлены.
Таким образом, с мэрии г. Ярославля в пользу истца в счет возмещения причиненного ему ущерба следует взыскать 62050 руб. (63600 руб. – 1550 руб.).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно квитанции, приложенной к исковому заявлению, истцом при подаче иска уплачена госпошлина в размере 2062 руб. Суд отмечает относимость данных расходов к настоящему гражданскому делу и их необходимость для защиты нарушенного права истца в судебном порядке.
За составление экспертного заключения истцом оплачено 5000 руб. (л.д.44), за оформление доверенности представителя истца оплачено 1200 руб. (л.д. 6), за копирование документов оплачено 1424 руб. (л.д.49). Суд считает, что расходы истца по оформлению нотариальной доверенности подлежат взысканию с ответчика, поскольку доверенность выдана для представления интересов истца по конкретному делу. Суд учитывает относимость указанных расходов к настоящему гражданскому делу и их необходимость для защиты нарушенного права истца в судебном порядке, поэтому с мэрии г. Ярославля в пользу истца следует взыскать указанные суммы.
На основании статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Смирновым С.А. заявлено требование о взыскании расходов на оплату юридических услуг представителя при рассмотрении настоящего дела в размере 8000 рублей (л.д.48), указанные расходы подтверждены документально. С учетом степени сложности настоящего дела, объема оказанных представителем услуг, количества судебных заседаний по делу, суд считает разумным и справедливым взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с мэрии г. Ярославля в пользу Смирнова Сергея Алексеевича в счет возмещения ущерба 62050 руб., расходы по составлению экспертного заключения в сумме 5000 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 руб., расходы по оформлению доверенности в сумме 1200 руб., расходы по копированию документов в сумме 1424 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 2062 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья О.В. Кадыкова