РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 2А-6093/2017
г. Тюмень 23 августа 2017 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Голошубиной В.Р.,
с участием административного истца,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Токмаковой Л.Н. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об отмене решений об утверждении схемы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Токмакова Л.Н. обратилась в суд с требованиями об отмене решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № – сх «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для размещения индивидуальной жилой застройки»; об отмене решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №- сх «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории для размещения индивидуальной жилой застройки»; о взыскании с Департамента имущественных отношений Тюменской области расходов по оплате государственной пошлины в размере 600 руб. 00 коп. Требования мотивированы тем, что Токмакова Л.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилой дом. На указанном земельном участке расположен жилой дом, собственником которого также является Токмакова Л.Н. Фактически административный истец пользуется указанным земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время административному истцу стало известно о том, что напротив выходя и выезда с земельного участка сформированы и поставлен на кадастровый учет два земельных участка. Однако, такое расположение границ соседних земельных участков, после их передачи другим лицам, создадут истцу препятствия в пользовании своим земельным участком. Административный истец полагает, что при межевании спорных земельных участков Департамент имущественных отношений Тюменской области не учел особенность размещения объектов недвижимости Токмаковой Л.Н., тем самым нарушил ее право на пользование своим земельным участком.
Административный истец Токмакова Л.Н. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области, представитель заинтересованного лица ФГБУ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили письменные возражения на требования Токмаковой Л.Н. (л.д. 42-44, 36-37).
Заслушав доводы административного истца Токмаковой Л.Н., исследовав письменные материалы дела, суд находит требования Токмаковой Л.Н. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании Токмакова Л.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилой дом (л.д. 9), а также жилого дома, расположенного на указанном участке (л.д. 8).
Земельный участок, принадлежащий Токмаковой Л.Н., представлен на выкопировке из плана города Тюмени по состоянию местности на ДД.ММ.ГГГГ. Также на выкоперовке обозначены существующие в ДД.ММ.ГГГГ красные линии (л.д. 64).
ДД.ММ.ГГГГ решением Департамента имущественных отношений Тюменской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения жилой застройки (л.д. 24-25).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ решением Департамента имущественных отношений Тюменской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения жилой застройки (л.д. 26-27).
На основании указанных решений сформированы земельные участки с кадастровыми номерами № и № (л.д. 10, 44).
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 2 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие требования и форма утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762. При этом в силу п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных данным Приказом, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях.
В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки города Тюмени, образуемые земельные участки № и № расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3. Основной вид разрешенного использования земельных участков в указанной территориальной зоне - для размещения индивидуальной жилой застройки (л.д. 10).
В силу ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются, в том числе при разделе земельных участков.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78На недопустимость раздела вещи в случае изменения в результате этого ее назначения указано в ст. 133 ГК РФ; такая вещь является неделимой и выступает в обороте как единый объект вещных прав.
По смыслу приведенных правовых норм земельный участок может быть разделен (является делимым), если из него возможно образование самостоятельных земельных участков с тем же режимом разрешенного использования, с сохранением целевого использования образуемых земельных участков. При этом должны быть соблюдены требования градостроительных строительных и иных действующих норм и правил.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Из указанного следует, что раздел земельного участка должен быть произведен таким образом, чтобы все земельные участки, образуемые в результате раздела, могли самостоятельно (независимо друг от друга) использоваться по назначению.
Как следует из схемы расположения земельных участков, подъезд к земельным участкам возможен только с <адрес>, где расположена зона улично – дорожной сети (ИТ – 3). Подъезд к земельному участку Токмаковой Л.Н. установлен с <адрес> (л.д. 10, 63).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 названного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с
Исследовав все доказательства в их совокупности, судом установлено, что земельные участки сформированы в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом сведений, содержащихся в Правилах землепользования и застройки города Тюмени. При этом, согласования с Токмаковой Л.Н. в данном случае не требовалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, принятые Департаментом имущественных отношений Тюменской области решения об утверждении схемы расположения земельных участков нормы земельного законодательства не нарушают, как и не нарушают права Токмаковой Л.Н., следовательно, оснований для удовлетворения требований Токмаковой Л.Н. у суда не имеется.
Суд не соглашается с довода Токмаковой Л.Н. о том, что на месте, где были сформированы спорные земельные участки проходит дорога, поскольку в соответствии со ст. 33 Правил землепользования и застройки города Тюмени, зона улично-дорожной сети ИТ-3 выделена для обеспечения условий сохранения и развития городской системы улиц и дорог. На схеме расположения земельных участков (л.д. 10) видно, что спорные земельные участки в соне ИТ-3 не находятся.
В судебном заседании Токмакова Л.Н. указала на то, что на месте расположения спорных земельных участков проходит техпроезд. Данные доводы суд находит недостоверными, поскольку на всех схемах расположения земельных участков техпроезд указан истицей (л.д. 64), официальных сведений о наличии техпроезда нет.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Действующая ранее глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ содержала те же сроки обращения в суд.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Токмакова Л.Н. обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением об установлении сервитутов в отношении земельных участков № и № (л.д.62). Таким образом, уже в ДД.ММ.ГГГГ Токмаковой Л.Н. было известно об утверждении схемы расположения спорных земельных участков. С заявлением в суд Токмакова Л.Н. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).
Никаких доказательств, подтверждающих уважительность срока, установленного ст. 219 КАС РФ суду не представлено.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, судом установлено, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям об оспаривании действий должностных лиц, органов государственной власти, доказательств уважительности причин пропуска срока суду административным истцом, на которого возложено бремя доказывания данного обстоятельства, не представлено. Пропуск же установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом заявлено не было.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований Токмаковой Л.Н., отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течениемесяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачиапелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2017 года.
Судья Е.А. Гарипова