<данные изъяты>
Дело №2а-3452/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Даниловой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коняшкина Александра Владимировича, Голованова Михаила Владимировича, Коняшкина Владимира Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области:
- о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1074 кв.м., кадастровый квартал №, земли населенных пунктов, разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство», изложенного в письме №з от ДД.ММ.ГГГГ,
- о возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1074 кв.м., кадастровый квартал №, земли населенных пунктов, разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство»,
УСТАНОВИЛ:
Коняшкин А.В., Голованов М.В., Коняшкин В.А. обратились в Центральный районный суд с административным исковым заявлением. Просят признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1074 кв.м. Обосновывая заявленные требования, указывают, что являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес> Данное домовладение расположено на земельном участке, площадью 1074 кв.м. В целях оформления прав на земельный участок обратились в ДИЗО Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В утверждении схемы отказано. Решение об отказе и причины для отказа изложены в письме от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Центрального районного суда города Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ заявленные административные исковые требования были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Административные истцы Коняшкин В.А., Голованов М.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Коняшкин А.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Причина неявки признана судом неуважительной. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области, действующая на основании доверенности, Спесивцева Е.В. заявленные требования полагает необоснованными. Обращает внимание суда, что Коняшкин А.В. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения. В утверждении схемы было отказано по двум основаниям: во-первых, таким правом обладают собственники земельного участка, а административные истцы не являются собственниками участка, во-вторых, допускается перераспределение земельных участков при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается, но не более чем до установленных предельных максимальных размеров.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.2 ч. 1 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
ДД.ММ.ГГГГ Коняшкин А.В. обратился в ДИЗО ВО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в связи с образованием земельного участка путем перераспределения по адресу: <адрес>.
Письменным сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №з, направленным в адрес Коняшкина А.В., указано, что обращение находится на рассмотрении. Для принятия решения по данному обращению департаментом направлен запрос в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж на предмет соответствия представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям утвержденных документов территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой территории, земельных участков общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Заявителю разъяснено, что после поступления в адрес департамента указанной информации, вопрос об утверждении схемы расположения будет рассмотрен по существу.
Письмом ДИЗО Воронежской области №з от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Указанный отказ Коняшкин А.В., Голованов М.В., Коняшкин В.А. полагают необоснованным и нарушающим их права.
Согласно ст. 11.10 ЗК Российской Федерации (введенной в действие с 01.03.2015 года Федеральным законом от 23.06.2014 года N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» департамент является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующем кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.
В силу Постановления Правительства Воронежской области от 08.05.2009 года № 365 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» департамент является органом, уполномоченным по утверждению схемы расположения земельных участком, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.
Судом установлено, что административным истцам Коняшкину А.В., Голованову М.В., Коняшкину В.А. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 35-37).
Жилой дом расположен на земельном участке, границы котрого утверждены постановлением Главы администрации Левобережного района г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанным постановлением утверждены границы земельного участка, расположенного по адресу<адрес> следующими размерами: по фасаду - 3,65+21,78+2,98 м., по левой меже - 34,75 м., по задней меже 10,81 + 17,44 м., по правой меже - 35,73м. Из содержания постановления следует, что площадь земельного участка по документам составляет 840 кв.м. (свидетельство о праве на наследство доли дома р.№ ДД.ММ.ГГГГ.), по фактическому использованию 1087 кв.м. (план ООО «Землемер» от ДД.ММ.ГГГГ). В постановлении также указано, что письмом № от ДД.ММ.ГГГГ комитета главного архитектора администрации г. Воронежа согласовано закрепление за домовладением земельного участка площадью 1000 кв.м.
Указанный земельный участок, кадастровый №, стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство».
Права собственности на указанный земельный участок не зарегистрированы.
Согласно объяснениям сторон в судебном заседании, за получением земельного участка в собственность бесплатно административные истцы не обращались.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Как следует из мотивированного сообщения, законность которого оспаривают административные истцы, обосновывая отказ в утверждении схемы расположения, ДИЗО Воронежской области указывал, в том числе, на то, что является недопустимым предоставление земельного участка с превышением максимальных размеров, установленных для конкретной территориальной зоны.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, в данной зоне установлены параметры разрешенного строительства для целей индивидуального жилищного строительства максимальный размер земельного участка – 0,008 гектара.
Административные истцы обратились в ДИЗО ВО предоставив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой испрашиваемый земельный участок, образованный путем перераспределения, имеет площадь 1074 кв.м.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу об обоснованности основания оспариваемого отказа в той части, что в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов.
Как установлено в ходе судебного заседания административные истцы собственниками земельного участка, кадастровый №, площадью 1000 кв.м., не являются.
Принимая во внимание, что в соответствии с указанными нормами права правом на перераспределение земельных участков обладает исключительно собственник, суд приходит к выводу об обоснованности отказа ДИЗО ВО в утверждении схемы земельного участка по указанному основанию.
Как следует из оспариваемого отказа, по информации, предоставленной Управлением главного архитектора городского округа город Воронеж, согласно предоставленной заявителем схеме, земельный участок расположен за красной линией ПДП <адрес>, в границах линии сложившейся застройки.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат отчуждению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности отказа по данному основанию в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории в связи с образованием земельного участка путем перераспределения.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка административным ответчиком как органом, наделенным соответствующими полномочиями, были соблюдены требования нормативных актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, а, следовательно, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Коняшкина Александра Владимировича, Голованова Михаила Владимировича, Коняшкина Владимира Александровича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1074 кв.м., кадастровый квартал №, земли населенных пунктов, разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство», изложенного в письме №з от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1074 кв.м., кадастровый квартал №, земли населенных пунктов, разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ Шумейко Е.С.