Дело № 2а-6966/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 11 октября 2017 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Жижина А.А.,
с участием административного истца Жиляева Ф.Г.,
представителя административного истца Борщева Е.В.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Вдовюка В.Ю.,
при секретаре Гавриш Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жиляева Ф.Г. к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года №2077,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Жиляев Ф.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года №2077.
В обоснование административного иска указал, ДД.ММ.ГГГГ на основании акта проверки было вынесено вышеуказанное предписание. На административного истца возложена обязанность оформить в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок, в случае невозможности освободить земельный участок Жиляеву Ф.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок расположенный по адресу: <адрес>. Истец использует принадлежащий ему земельный участок в границах соответствующих правоустанавливающим документам, никаких дополнительных земельных участков Жиляев Ф.Г. не использует.
Административный истец Жиляев Ф.Г., представитель административного истца Борщев Е.В. в судебном заседании административный иск поддержали, просили его удовлетворить.
Судом отказано в принятии заявления об изменении исковых требований Жиляева Ф.Г. поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска. При этом одновременное изменение, как предмета, так и основания административного иска, законом не предусмотрено. Изучив содержание измененного административного иска, суд считает, что в нарушение ч. 1 ст. 46 КАС Российской Федерации административный истец изменил и предмет и основания иска одновременно. В связи с этим суд пришел к выводу об отказе в принятии измененного иска и разъяснил административному истцу право обратиться в суд с самостоятельными требованиями к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.
Представитель административного ответчика Вдовюк В.Ю. в судебном заседании с административным иском Жиляева Ф.Г. не согласился в полном объеме, просил в его удовлетворении отказать по основаниям указанным в представленных представителем возражениях на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление Жиляева Ф.Г. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационноправовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 (далее - Положение о государственном земельном надзоре), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением, в том числе, выполнения требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило обращение ФИО6 о признаках нарушения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> (установление забора за границами земельного участка, с наложением на земельный участок с кадастровым номером №
В соответствии с ЗК РФ, Положением о государственном земельном надзоре, распоряжением заместителя главного государственного инспектора Тюменской области по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Жиляева Ф.Г. проведена внеплановая, выездная проверка физического лица по соблюдению земельного законодательства в отношении части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 71 ЗК РФ выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная ответственность, является основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В распоряжении определены порядок и сроки проведения проверки, а также лицо, уполномоченное на проведение проверки. Срок проведения проверки, установленный распоряжением, составляет не более 20 рабочих дней, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, распоряжением составлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием даты проведения проверки. Вышеуказанное распоряжение и уведомление о проведении проверки были направлены в адрес физического лица письмом с объявленной ценностью и описью вложения от ДД.ММ.ГГГГ и получены Жиляевым Ф.Г. ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, назначение и проведение внеплановой, выездной проверки осуществлено административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 71 ЗК РФ, пунктом 15 Положения о государственном земельном надзоре проведено административное обследование указанного земельного участка, по результатам которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Жиляеву Ф.Г. на праве собственности, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации №.
Часть земельного участка огорожена деревянным забором. Часть земельного участка не огорожена и используется под огород. На участке расположен одноэтажный жилой дом с мансардным этажом в кирпичном исполнении, принадлежащий Жиляеву Ф.Г. на праве собственности (запись о государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), хозяйственно-бытовые строения - деревянная баня, сарай, теплица.
Площадь земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. В результате обмера установлено, что Жиляевым Ф.Г. дополнительно используется территория смежного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 12 кв.м. Дополнительный земельный участок огорожен единым деревянным забором с земельным участком с кадастровым номером №
В результате проверки выявлено нарушение Жиляевым Ф.Г. требований статьи 25 ЗК РФ, выразившееся в использовании дополнительного земельного участка с кадастровым номером № без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
По результатам административного обследования во исполнение пункта 7 статьи 71 ЗК РФ составлен акт проверки органом государственного надзора физического лица от 22 ноября 2016 года №.
В соответствии с пунктом 7 статьи 71 ЗК РФ в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
22 ноября 2016 года по результатам внеплановой, выездной проверки должностным лицом Управления Вдовюком В.Ю. составлен акт проверки органом государственного надзора физического лица от 22 ноября 2016 года № и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 2077.
Вышеуказанные акты соответствовали требованиям статьи 71 ЗК РФ, пунктов 79-84 приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года № 486 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора».
Следовательно, основания для признания незаконным акта проверки органом государственного надзора физического лица от 22 ноября 2016 года №, предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 2077 отсутствуют.
Согласно предписанию, в результате проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации установлено ненадлежащее использование Жиляевым Ф.Г. части земельного участка с кадастровым номером №. Таким образом, в предписании указан земельный участок, в отношении которого вынесено обжалуемое предписание.
Жиляевым Ф.Г. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования акта проверки органом государственного надзора физического лица от 22 ноября 2016 года №, предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 2077.
В соответствии с пунктом 1 статьи 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Акт проверки органом государственного надзора физического лица от 22 ноября 2016 года №, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года № 2077 получены Жиляевым Ф.Г. 22 ноября 2016 года, что подтверждается его подписью.
Довод административного истца о том, что в акте проверки и в предписании не указано о возможности обжалования, не является основанием для восстановления срока обжалования акта органа государственного земельного надзора. Помимо этого, оспариваемые ненормативные правовые акты подготовлены в соответствии с формой, предусмотренной требованиями действующего законодательства.
Относительно довода Жиляева Ф.Г. о том, что он не был ознакомлен с административным регламентом, в связи с чем пропустил срок обжалования актов государственного органа, необходимо отметить, что административный регламент находится в общем доступе и у административного истца отсутствуют препятствия для ознакомления с ним.
С учетом изложенного, Жиляевым Ф.Г. пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственного надзора. Документы, подтверждающие пропуск установленного срока по уважительной причине, в суд не представлены. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Жиляева Ф.Г. к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 22 ноября 2016 года №2077, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 18 октября 2017 года.
Судья А.А. Жижин