8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об устранении нарушений трудового законодательства главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области КЕВ № 2а-1255/2017 ~ М-615/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи      Рапидовой И.В.,

при секретаре судебного заседания      Белосвет В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному иску МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» к административному ответчику Государственной инспекции труда в Самарской области, с участием заинтересованных лиц: главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области КЕВ, БАС, о признании незаконным и отмене п.1 Перечня требований об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Предписания N №... от дата. об устранении нарушений трудового законодательства главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области КЕВ,

УСТАНОВИЛ:

МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что дата. главным государственным инспектором труда КЕВ в отношении Муниципального предприятия г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» было вынесено предписание №... об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предприятию вменены ряд нарушений, в том числе нарушение требований ст.ст. 140, 841, 127 ТК РФ суммы, причитающиеся БАС при увольнении, выплачены не в день увольнения и не в полном объеме; что не соответствует действительности. С данным предписанием ИП г.о. Самары «ТТУ» не согласно, в обжалуемой части, по следующим основаниям.

дата. Администрацией г.о. Самара был издан приказ №... прекращении (расторжении) трудового договора с прежним директором МП г.о.Самара «ТТУ» БСП на основании его личного заявления. Зная об этом, в день приказа - дата. БСП подписывает дополнительное соглашение №... и соглашение о расторжении трудового договора от дата №... с начальником отдела кадров МП г.о.Самара «ТТУ» БАС Соглашением о расторжении трудового договора от дата №... с работником БАС Стороны (в лице директора БСП и работника БАС) дата., расторгают трудовой договор по соглашению сторон с выплатой Работнику в последний рабочий день дата. компенсации за неиспользованные дни отпуска в количестве *** календарных дней, а также единовременной выплатой выходного пособия в размере *** руб. *** коп.

дата. работнику БАС перечислена заработная плата за ноябрь дата г., включающая компенсацию за неиспользованные работником дни отпуска в количестве *** календарных дней. Выплата выходного пособия в размере *** руб. *** коп. не производилась, поскольку, условия о выплате выходного пособия было установлено сторонами соглашения без учета финансово-имущественных интересов МП г.о. Самара «ТТУ» и не направлены на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей. Размер выходного пособия является существенным для предприятия и указывает на несоответствие требуемой выплаты характеру и назначению выходного пособия. Кроме того, данная выплата не является компенсационной либо гарантированной выплатой и не направлена на возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых или иных обязанностей работника. Стаж работы БАС в МП г.о.Самара «ТТУ» на дату увольнения составлял *** год *** месяца, весь этот период трудовым договором не была предусмотрена выплата выходного пособия данному работнику (включена в дополнительное соглашение к трудовому договору в день увольнения без указания конкретной суммы).

Кроме того, в МП г.о.Самара «ТТУ» на момент принятия на работу и увольнения БАС, действовал коллективный договор и положение об оплате труда работников МП г.о.Самара «ТТУ», правила внутреннего трудового распорядка. При этом ни закон, ни один из указанных локальных документов не закреплял право работника на получение подобных компенсаций в произвольном размере, т.к. действующая на предприятии система оплаты труда не предусматривала выплату выходного пособия при увольнении ни одной категории работников, данная денежная компенсация не включалась в трудовые договоры с работниками предприятия.

Соглашения были подписаны в день, когда обе стороны данных соглашений в силу его должностного положения знали о Приказе *** *** от дата №№... о прекращении трудового договора БСП с дата.

На момент заключения дополнительного соглашения №... и соглашения о расторжении трудового договора от дата №..., директор предприятия БСП обладал достоверными сведениями о финансовом состоянии предприятия, знал о наличии непокрытых убытков в размере *** тыс.руб. на дата. (бухгалтерский баланс на. дата.); об отрицательных финансовых результатах работы предприятия за *** месяцев ***. - согласно отчета о финансовых результатах после налогообложения, убыток составил - *** тыс. руб.

Кроме того, ему было известно, что на протяжении дата г.г. в МП г.о. Самара Трамвайно-троллейбусное управление» в силу ряда объективных причин сложилась крайне неблагоприятная финансово-экономическая ситуация. Объем поступающей выручки от всех видов деятельности предприятия не позволяет погасить образовавшуюся задолженность и осуществлять первоочередные платежи, а ежедневное списание денежных средств, в счет погашения инкассовых поручений, приводит к рискам срыва выплаты заработной платы. За подобные нарушения и предприятие, и директор БСП неоднократно наказывались в рамках административного производства, что подтверждается судебными документами: Решение от дата по №... *** адрес; Решение от дата по делу №... *** районного суда адрес, Постановление от дата по делу №... мирового судьи судебного участка №... *** адрес.

Считает, что оснований для предоставления начальнику отдела кадров БАС существенных преимуществ перед другими работниками не имелось, размер установленного ) соглашениями выходного пособия в сумме *** руб*** коп., не отвечает принципу соразмерности, разумности и обоснованности, а значение вышеуказанного соглашения на указанных в них условиях нецелесообразно для предприятия и направлено на безосновательное получение работником денежной суммы в размере *** руб. *** коп., а также влечет необоснованные дополнительные финансовые затраты для предприятия, находящегося в тяжелом материальном положении, кроме того, при заключении дополнительных соглашений стороны злоупотребили принадлежащими им правами в сфере трудовых отношений, предусмотрев выплату выходного пособия в размере, не предусмотренном Трудовым Кодексом РФ либо локальным актом работодателя.

Для организации проверки в порядке ст.ст. 144-145 УАК РФ адрес был направлен материал начальнику ОП №... УМВД РФ по адрес о злоупотреблениях директора МП г.о. Самара «ТТУ» БСП

Просит, признать незаконным и отменить в обжалуемой части п.1 предписания от дата №... вынесенное главным государственным инспектором труда КЕВ в отношении МП г.о. Самара «ТТУ».

Приостановить срок рассмотрения данного административного заявления до рассмотрения материалов о злоупотреблениях директора МП г.о. Самара «ТТУ» БСП и принятия -процессуальных решений ОП №... УМВД РФ по адрес.

В судебном заседании представитель МП г.о. Самара «ТТУ» ПЕН, действующая на основании доверенности №... от дата., требования искового заявления поддержала, просила удовлетворить.

Заинтересованное лицо БАС в удовлетворении заявленного требования возражал.

Заинтересованное лицо главный инспектор труда Государственной инспекции труда в адрес КЕВ в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, согласно представленного в материалы дела письменного ходатайства административного ответчика ГИТ в адрес, служебный контракт с ней был расторгнут дата. по инициативе государственного служащего.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные в дело доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Пунктом 1 Перечня требований об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Предписания N №... от дата. об устранении нарушений трудового законодательства главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в *** области КЕВ на МП г.о. Самара «ТТУ» возложена обязанность выплатить ФИО10 суммы, причитающиеся при увольнении в полном размере (в том числе, причитающиеся по соглашению при расторжении трудового договора) до дата.

Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

В силу ч. 1 ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Суд полагает, что при установлении спора между работодателем и работником, Государственная инспекция труда в адрес в пределах своей компетенции в соответствии со ст. 357 ТК РФ разъясняет гражданину право на обращение в судебные органы за защитой нарушенного права, выдав дата оспариваемое предписание Государственная инспекция труда в адрес фактически разрешила индивидуальный трудовой спор, что противоречит вышеназванным нормам Закона.

В соответствии с абз. 2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами).

Из материалов дела не следует, что БАС не обращался в установленном законом порядке в соответствующий орган по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. Данный спор является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо в суде. Следовательно, оспариваемый пункт предписания вынесен государственным инспектором труда, по вопросам, не относящимся к его компетенции.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11.04.1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что разрешение спора между БАС и работодателем относится к компетенции комиссии по рассмотрению трудовых споров либо суда, в связи с чем инспектор труда не вправе возлагать на истца обязанность по выплате указанных денежных сумм.

Кроме того судом из материалов дела установлено, что *** районным судом адрес принят к рассмотрению иск БАС к МП г.о. Самара «ТТУ» о взыскании компенсационной выплаты при увольнении, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, а так же в *** районный суд подано исковое заявление МП г.о. Самара «ТТУ» к БСП о признании недействительным и не подлежащим применению дополнительного соглашения N №... к трудовому договору N №... от дата.

С учетом вышеизложенного, суд считает, требование МП г.о. Самара «ТТУ» о признании незаконным и подлежащим отмене п.1 Предписания от дата №..., вынесенного главным государственным инспектором труда КЕВ в отношении МП г.о. Самара «ТТУ» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ,

РЕШИЛ

Административное исковое заявление МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» к административному ответчику Государственной инспекции труда в адрес, - удовлетворить.

Признать незаконным п.1 Перечня требований об устранении нарушений, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Предписания N №... от дата. об устранении нарушений трудового законодательства главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес КЕВ

Решение может быть обжаловано в *** областной суд через *** районный суд адрес в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято дата.

    

Судья      (подпись) И.В Рапидова.

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн