Дело № 2а-4287/17
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 28 июля 2017 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Стиба Л.Н.,
при секретаре О Л.В.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации <адрес> о признании незаконным представления № от ДД.ММ.ГГГГ и.о.прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> об устранении нарушений требований законодательства в области окружающей среды и природопользования,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с административным иском о признании незаконным представления № от ДД.ММ.ГГГГ и.о.прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> об устранении нарушений требований законодательства в области окружающей среды и природопользования.
В обоснование заявленных требований указано на то, что и.о. прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> вынесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства в области окружающей среды и природопользования.
Предметом прокурорского реагирования стало выданное на основании обращения собственников помещений <адрес> разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение сноса 5-ти деревьев и омолаживающей обрезки 5-ти деревьев, положенных на территории <адрес>.
Представление полагают незаконным, поскольку администрация <адрес> не является коллегиальным органом, в связи с чем у нее отсутствует обязанность об уведомлении прокурора о рассмотрении представления. В представлении не указано в чем именно выразились или могут выразиться нарушения законодательства в области окружающей среды и природопользования, в том числе, в чем усматривается нарушение прав граждан, проживающих по <адрес>, какие негативные последствия повлекла или могла повлечь выдача разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное разрешение вынесено при строгом соблюдении регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по вопросу выдачи ООО «Жилищная инициатива» разрешения на санитарную рубку деревьев в районе <адрес>. Вреда окружающей среде, а также нарушений прав и законных интересов граждан вследствие обрезки деревьев не произошло.
Просит признать незаконным представление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> об устранении нарушений требований законодательства в области окружающей среды и природопользования.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность представление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес>.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в адрес начальника управления охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации <адрес> вынесено представление № «Об устранении нарушений требований законодательства в области окружающей среды и природопользования» которым прокурор требовал рассмотреть представление с учетом представителей прокуратуры и принять безотлагательные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения закона.
Вынесение указанного представления послужило основанием для обращения администрации <адрес> в суд с настоящим иском.
Из текста оспариваемого представления следует, что снованием для его принятия послужило выданное Управлением ООО «Жилищная инициатива» разрешение на проведение работ по омолаживанию, санитарной формовочной обрезке деревьев и кустарников, сносу зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное разрешение дано при следующих обстоятельствах.
ООО «Жилищная инициатива» является управляющей организацией МКД 78 по <адрес>, в обязанности управляющей организации в том числе входят вопросы озеленения придомовой территории, уход за зелеными насаждениями /протокол общего собрания собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ./.
ДД.ММ.ГГГГ совет МКД 78 по <адрес> обратился к ООО «Жилищная инициатива» с просьбой инициировать мероприятия по определению состояния деревьев, растущих на придомовой территории, и принятия необходимых мер.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилищная инициатива» обратилось в администрацию <адрес> по вопросу выдачи разрешения на санитарную рубку 5-ти и обрезку 3-х деревьев.
Порядок рассмотрения заявлений и принятия решений по таким заявлениям установлен регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на омолаживающую, санитарную, формовочную обрезки деревьев и кустарников, снос зеленых насаждений на территории городского округа «<адрес>», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В рамках проведения обследования зеленых насаждений, предусмотренного Регламентом, необходимого для подтверждения соответствия заявленных целей планируемых работ в отношении зеленых насаждений, характера необходимых работ, указанных в перечетной ведомости, была установлена необходимость и ООО «Жилищная инициатива» было заявлено о необходимости обрезки дополнительно еще двух деревьев.
При этом к заявлениям были приложены требуемые Регламентом планы-схемы местоположения озелененной территории с нанесенными насаждениями, копия договора управления вместе с решением собственников о наделении ООО «Жилищная инициатива» по решению указанных вопросов, перечетная ведомость зеленых насаждений.
Установив соответствие требований Регламента в обращении ООО «Жилищная инициатива» администрацией <адрес> принято решение о выдаче ООО «Жилищная инициатива» разрешения на проведение работ по омолаживанию, санитарной формовочной обрезке деревьев и кустарников, сносу зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ., при это разрешение на рубку и обрезку деревьев согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка выдачи разрешений на омолаживающую, санитарную, формовочную обрезки деревьев и кустарников, снос зеленых насаждений на территории городского округа «<адрес>» выдается сроком на один год. Разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение сноса 5-ти деревьев и омолаживающей обрезки 5-ти деревьев, расположенных на территории <адрес> действует до ДД.ММ.ГГГГ.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что разрешение на проведение работ по омолаживанию, санитарной формовочной обрезке деревьев и кустарников, сносу зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, что свидетельствует о об отсутствии у прокурора оснований к прокурорскому реагированию в виде принятия оспариваемого представления.
Принятие прокурором оспариваемого представления «Об устранении нарушений требований законодательства в области окружающей среды и природопользования» по своей природе должно быть направлено на восстановление нарушенного права, ввиду возможности причинения материального ущерба в результате противоправных действий ответчика и данная мера ответственности носит компенсационный, то есть, восстановительный характер, вместе с тем, суд, проанализировав представленные по делу доказательства приходит к выводу о том, осуществление ООО «Жилищная инициатива» на основании выданного административным истцом Разрешение на рубку и обрезку деревьев при наличии всей необходимой разрешительной документации, в рассматриваемом случае исключает возможный ущерб озеленительным насаждениям МКД 78 по <адрес> и как следствие не нарушает прав граждан проживающих по указанному адресу на благоприятную среду.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у и.о.прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> не имелось предусмотренных законом основания для вынесения в адрес администрации <адрес> представления № от ДД.ММ.ГГГГ, что является основанием для удовлетворения требований истца о признании оспариваемого представления незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным представление № от ДД.ММ.ГГГГ и.о.прокурора Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> об устранении нарушений требований законодательства в области окружающей среды и природопользования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Стиба Л.Н.