Дело № 2а – 1686 /2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2017 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., при секретаре Лютовой А.А.,
с участием представителя административного ответчика Пика И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания «Стенли» к Комитету государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края о признании незаконным предписания № от ДАТА об устранении нарушений при реконструкции объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Инвестиционно-строительная компания «Стенли» обратилось в Кировский районный суд г. Хабаровска с административным исковым заявлением к Комитету государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края о признании незаконным предписания № от ДАТА об устранении нарушений при реконструкции объекта капитального строительства.
В обоснование административного искового заявления указало, что спорный объект – нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу <адрес> введено в эксплуатацию в ДАТА. Проектная документация на реконструкцию объекта не предусматривала приостановление эксплуатации основной части здания (кроме последнего этажа). На основании указанной проектной документации Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска выдано разрешение на строительство № с первоначальным сроком действия до ДАТА и в дальнейшем продлено до ДАТА В основной части здания работы по реконструкции не проводились и из эксплуатации эта часть здания не выводилась. Строительные работы на объекте не ведутся. На первом этаже здания располагается пост охраны и функционирует столовая, принадлежащая арендатору помещения. Столовая имеет отдельный вход. Основная часть здания не эксплуатируется. В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса РФ при реконструкции объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор. Предметом государственного строительного надзора является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ (требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса. В соответствии с ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта Капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При проведении проверки административный орган не установил, подвергалось ли здание реконструкции, описание конструктивных изменений здания отсутствует, нарушения при проведении строительных не установлены, предписание подрядчику об устранении выявленных нарушений не выдано. При проведении проверки и вынесения представления надзорный орган ограничился констатацией факта эксплуатации одного помещения в здании. Доказательства небезопасности эксплуатации основной части здания отсутствуют. ООО «ИСК «Стенли» подано заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Просит признать незаконным предписание Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края № от ДАТА об устранении нарушений при реконструкции объекта капительного строительства.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, неявку в судебное заседание объяснил нахождением в командировке за пределами г. Хабаровска.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика Пика И.А. просила в иске отказать по основаниям указанным в письменных возражениях, согласно которым предписание содержит требования в срок до ДАТА устранить выявленные нарушения, а именно, не эксплуатировать объект до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обеспечить охрану объекта и сохранность ценностей. Предписание аналогично выданным ранее: № от ДАТА, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда Хабаровского края от ДАТА по делу № и постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от ДАТА №; № от ДАТА, за невыполнение которого, юридическое лицо привлечено к административной ответственности (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от ДАТА по делу №); № от ДАТА, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда Хабаровского края от ДАТА №. Здание по <адрес>, является объектом незавершенного строительства (реконструкции) "Реконструкция административного здания с надстройкой по <адрес>" (далее – Объект), не введено в эксплуатацию в установленном законом порядке. Департаментом архитектуры строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска выдано ООО «ИСК «СТЕНЛИ» разрешение на строительство № с первоначальным сроком действия до ДАТА и в дальнейшем продленным до ДАТА. На Объекте осуществляется государственный строительный надзор с момента получения извещения о начале реконструкции, направленного ООО «Инвестиционно-строительная компания «СТЕНЛИ» в управление государственного строительного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от ДАТА. Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция Объекта осуществляется путем усиления фундаментов и стен здания с надстройкой двух этажей. Вместе с тем, надстраиваемая часть не может рассматриваться отдельно от существующей части, объект представляет собой единое целое. Эксплуатация объекта до получения разрешения на ввод в эксплуатацию действующим законодательством не допускается, ч. 5 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за эксплуатацию объектов капитального строительства без разрешения на ввод. Нахождение на территории строящегося объекта людей, свидетельствует также о нарушении СНиП 12.03.2001 "Безопасность труда в строительстве" Часть 1. Общие требования". На основании извещения от ДАТА № о завершении работ, подлежащих проверке при реконструкции объекта капитального строительства, распоряжением Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от ДАТА №-р была назначена проверка объекта с ДАТА по ДАТА. При проведении проверки ДАТА было установлено и зафиксировано в акте проверки, что: смонтированы металлические конструкции 6 и 7 этажей по проектной документации не проходивший строительную экспертизу, выполненную ООО ИСК «Стенли», не имеющим свидетельство о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; разрешение на строительство выдавалось на строительство объекта по проектной документации, разработанной проектным институтом КГУП "Хабаровскгражданпроект", имеющей положительное заключение строительной экспертизы; проектная документация предусматривает до начала строительства надстройки 6 и 7 этажей выполнить усиление фундаментов и наружных стен пяти этажей реконструируемого здания, необходимое с учетом увеличения нагрузок и уменьшения несущей способности фундаментов и стен существующего здания; согласно представленного ООО "Инвестиционно-строительная компания "СТЕНЛИ" при проведении проверки обследования технического состояния объекта ООО "<данные изъяты>" от ДАТА, в подземной части здания наблюдается динамика ухудшения состояния несущих строительных конструкций. В заключении состояние конструкций признано "непригодным к эксплуатации с опасностью их обрушения". Предписанием от ДАТА № предписано до устранения выявленных нарушений работы не производить. Строительно-монтажные работы не производились, устранение выявленных нарушений, в том числе усиление несущих конструкций, так же не осуществлялось.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации. В силу части 2 статьи 55 ГрК РФ, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
ООО «ИСК «СТЕНЛИ» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено. Порядок и особенности осуществления государственного строительного надзора урегулированы статьей 54 ГрК РФ. Пунктом 2 части 1 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ. Согласно части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Выдача предписания о запрете эксплуатации Объекта является необходимой мерой по устранению нарушения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, посещающих здание.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, судом установлено следующее.
Пунктом 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В силу ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса. Предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство.
Из материалов дела следует, что в собственности ООО «ИСК«СТЕНЛИ» находится нежилое административное здание по <адрес>.
В целях реконструкции здания Департаментом архитектуры строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска выдано ООО «ИСК «СТЕНЛИ» разрешение на строительство № с первоначальным сроком действия до ДАТА и в дальнейшем продленным до ДАТА. (л.д.7).
Реконструкцией предполагалась надстройка здания до 8-ми этажей вместо существующих пяти.
Здание по <адрес>, является объектом незавершенного строительства (реконструкции) "Реконструкция административного здания с надстройкой по <адрес>", не введено в эксплуатацию в установленном законом порядке. На Объекте осуществляется государственный строительный надзор с момента получения извещения о начале реконструкции, направленного ООО "Инвестиционно-строительная компания «СТЕНЛИ» в управление государственного строительного надзора Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от ДАТА.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Проведенной проверкой, оформленной актом проверки комитетом государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края от ДАТА № установлено: здание эксплуатируется. На первом этаже здания расположен пост охраны и помещения столовой, на втором этаже – помещения магазина одежды ООО «ИСК «СТЕНЛИ». На посту охраны находится сотрудник. В обеденном зале столовой находятся посетители и обслуживающий их персонал. Застройщиком реконструкции объекта капительного строительства ООО «ИСК «СТЕНЛИ» осуществляется эксплуатация объекта до ввода его в эксплуатацию, предписание от ДАТА № не исполнено.
По результатам проверки на основании акта от ДАТА № Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края, выдано предписание в срок ДАТА устранить выявленные нарушения, а именно, не эксплуатировать объект капитального строительства: «Реконструкция административного здания с надстройкой по <адрес>» до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обеспечить охрану объекта и сохранность ценностей. Согласно данному Предписанию осуществляется эксплуатация объекта до ввода его в эксплуатацию в нарушение п. 1,2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и п. 49 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства. Актуальная редакция СНиП 12-01-2004».
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении либо приостановлении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
На основании ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Также из материалов дела следует, что органом государственного строительного надзора ООО «ИСК «СТЕНЛИ» выдавались ДАТА, ДАТА предписания об устранении нарушений порядка строительства, однако они не были исполнены.
Факт эксплуатации принадлежащего ООО «ИСК «СТЕНЛИ» здания по <адрес> без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен в судебном заседании, здание в установленном законом порядке в эксплуатацию не принято.
В соответствии с требованиями ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Между тем административным истцом осуществляется эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, что является нарушением приведенной нормы права.
Ссылка истца на проектную документацию по реконструкции административного здания с надстройкой по <адрес>, согласно которой проведение работ в условиях действующего предприятия (эксплуатация существующего здания, кроме последнего этажа существующего здания), в соответствии с Постановлением правительства № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованию к их содержанию» и эксплуатация существующего здания не запрещена, правового значения не имеет.
При этом как указал административный ответчик предписанием от ДАТА № предписано до устранения выявленных нарушений работы не производить. Строительно-монтажные работы не производились, устранение выявленных нарушений, в том числе усиление несущих конструкций, так же не осуществлялось.
Учитывая, что эксплуатация недостроенного здания противоречит законодательству и создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, предписываемые меры административным ответчиком не эксплуатировать объект до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отвечают требованиям закона.
Действия административного ответчика, по мнению суда, являются законными и обоснованным, приняты в полном соответствии с требованиями закона, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленного административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания «Стенли» к Комитету государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края о признании незаконным предписания № от ДАТА об устранении нарушений при реконструкции объекта капитального строительства, – отказать.
Меры предварительной защиты в виде приостановления полностью действие предписания № от ДАТА об устранении нарушений при реконструкции объекта капитального строительства Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края, до принятия судом решения по административному делу, – сохранить до вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 30.10.2017 г.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова